Страницы

понедельник, 30 мая 2011 г.

Голодное лето 1931-го


Данияр Касымов
29.05.2011

Завтра будут вспоминать жертв массовых политических репрессий. Этот скорбный день — особая дата в календаре для всех казахстанцев. Ведь в тридцатые годы прошлого века, по сталинскому произволу, по сути, был организован геноцид.

80 лет назад, в результате голощекинской коллективизации и искусственно созданным голодом, получившем название Ашаршлык, казахский народ понес колоссальные потери. Коллективизация также вызвала многочисленные жертвы в других республиках советского союза. Однако масштабы преступлений советского режима в степи были беспрецедентными. О Великой Трагедии народа - материал Данияра Касымова.

***

Ветерану войны и труда, жителю Зерендинского района Акмолинской области Баяну Жангалову 97 лет. Во время коллективизации он был уже достаточно взрослым и помнит подробности Великой трагедии. Тогда аксакал потерял почти всех своих близких, которые умерли от голода.

Баян Жангалов, житель Акмолинской области

Очень трудно вспоминать о 30-х голодных годах. Я сам чуть не погиб. Меня спасли добрые люди. А вот мой брат, его жена и четверо детей, все умерли. Я об этом никак не могу забыть. Это было в 33-м году.


Казахстану, по сравнению с другими регионами Советской Империи, не повезло особенно. Сюда Сталин направил своего тогдашнего соратника - Филиппа Голощекина. В нашей Республике он с энтузиазмом взялся за дело. Инициировал, так называемый «Малый Октябрь», провел конфискацию, уничтожал инакомыслящих. В общем, подготовил нужные условия для организации невиданного доселе Голода.

Филипп Исаевич (Шая Ицкович) Голощекин

Родился в 1876 году в еврейской семье, в Белоруссии. По профессии — зубной техник. Член РСДРП с 1903 года. Большевик. Активный революционер. Ссылку в Туруханском крае отбывал вместе с Иосифом Джугашвили. В 1918 году участвовал в расстреле царской семьи. С 1924-го по 1933 год занимал должность 1-го секретаря ЦК Казахстана. Главный организатор массового голода в Республике.

За несколько лет коллективизации домашнего скота в стране стало в 10 раз меньше. Почти 90 процентов вновь созданных колхозов вообще не имели никакой живности. Продовольствие изымалось и у богатых, и у бедных. Результатом политики Голощекина стала высокая смертность от истощения и голода. Есть данные, что в Восточном Казахстане численность коренного населения в начале 30-ых сократилась на 64, а в Северном — на 52 процента. Почти такие же показатели были на Западе и Юге Республики.

Дмитрий Верхотуров, кандидат исторических наук (РФ)

До этого дня, ни в какие периоды, в самые тяжелые джуты, самые тяжелые поражения, никогда ничего подобного не было. Все равно, скот каким-то образом оставался, размножался, и такой массовой гибели населения не было. Это подтверждается археологическими данными. А тут они смогли довести дело до такого экономического кризиса, когда половина населения умерла.

Еще задолго до коллективизации друзья и враги рассмотрели в Голощекине настоящего кровопийцу. И поэтому соратники по партии отзывались о нем с восхищением, а оппоненты - с ужасом.

Владимир Бурцев, историк революции в России (из воспоминаний о Ф.Голощекине)

«Это человек, которого кровь не остановит. Эта черта особенно заметна в его натуре: палач, жестокий, с некоторыми элементами дегенерации».

Конечно, происходившие 80 лет назад события привели к протестам. За 4 года в Казахстане произошло около 300 восстаний и выступлений, которые подавлялись пулеметами войск ОГПУ. Голод, разразившийся в 31-ом, достиг своего пика через два года. В это время в центральном Казахстане уже появился печально знаменитый КарЛаг. В вопросах продовольственного обеспечения даже ссыльные по политическим мотивам, находились в лучшем положении, чем местное население.

Татьяна Невадовская, дочь ссыльного ученого

«Ранняя весна 1933 года. Я шла с кем-то из специалистов, со мной был фотоаппарат. На дороге сидел обессиленный, истощенный казах. Он с трудом тащился с полевых работ, стонал, просил есть и пить. Я передала фотоаппарат своему спутнику и поспешила принести воды. Казах пил с жадностью. Я снова поспешила домой, чтобы принести голодающему кусочек хлеба и сахара. Когда я подошла к нему с хлебом, он уже был мертв».

ИсторикМухтарбек Каримов когда-то написал книгу «Гонимые голодом». Это исследование рассказывает о казахах, которые пытались спастись от смерти за пределами Республики. Научный труд написан в соавторстве с ныне покойным российским профессором Владимиром Познанским.

Мухтарбек Каримов, директор научного центра исторических и социально-политических исследований им. академика М.Козыбаева

Он, как историк, искал, прежде всего, причины – почему произошел такой голод? Сейчас в истории нашей страны говорится, что это связанно с волюнтаристской политикой тогдашнего руководства страны и Республики.

С профессором Владимиром Познанским был хорошо знаком новосибирский журналист Александр Агалаков. Теме последствий коллективизации в Казахстане он посвятил несколько публикаций. «Казахский Голодомор» - так называлась его статья в журнале «Тайны 20-го века». В Сибири погибло около 600 тысяч наших соотечественников.

Александр Агалаков, член Союза журналистов (РФ)

Как казахов воспринимали в Сибири? Здесь профессор открыл такие шокирующие документы. Прежде всего, люди, которые шли в Сибирь, чтобы спастись и не умереть от голода, они и попадали в такие условия, где их никто не ждал.
Собственно говоря, это был геноцид. Это было истребление народа, который ни в чем не был виноват, который не совершал никакого преступления. Он просто попал в сложные природные условия, но вместо того, чтобы обогреть людей, накормить, обустроить, дать им выжить, не было сделано ровным счетом ничего.

Об ужасающем положении простых людей многие партийные руководители пытались сообщить «наверх», наивно полагая, что высшим вождям ничего неизвестно о беспрецедентной катастрофе. Однако, ни одно послание «снизу» так и не было услышано. Большинство авторов писем о реальном положении дел в Казахстане, позднее были репрессированы.

Мансур Гатауллин, бывший первый секретарь Акмолинского обкома ВКП(б)

(расстрелян в 1937 году)

"Выхожу из машины - никого и ничего вокруг, одна длинная база для скота стоит. Открываю дверь, а там трупы. Все огромное помещение - в штабелях трупов. У некоторых людей глаза еще открыты, но видно: с минуты на минуту умрут... Пригляделся, а неподалеку очаг, большой казан на огне. Варится что-то. Приоткрыл крышку - а там, в булькающей воде, то ножка мелькнет, то ручка, то детская пятка... Вот тогда я и стал врагом врагов народа".

Тема красного террора широко представлена в Шымкенте, в краеведческом музее. Несмотря на свой региональный уровень, он располагает большим фондом экспонатов — убедительными доказательствами безмерных страданий казахстанцев в годы беззакония.

Ханбиби Есенкаракызы, директор краеведческого музея (г.Шымкент)

В нашем музее есть сведения о двух с половиной тысячах расстрелянных южно-казахстанцах. Мы пишем письма во все инстанции, разыскиваем материалы о репрессированных людях. Надо выяснить, где они работали, кем были в те годы, найти их биографические сведения, документы фотографии. Это нужно и нам, и нашим потомкам.

В начале 30-х наш народ лишился половины своей численности. Это примерно 3 миллиона человек.Погибли и не менее 200 тысяч представителей других национальностей, живших в то время в Казахстане.
Коммунистам не удалось скрыть своих преступлений. Уж слишком масштабными они были. И в прошлом году Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, осуждающую кровавые злодеяния большевизма в бывшем Советском Союзе.

Из резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 28 апреля 2010г., пункт №6

В Казахстане также миллионы людей стали жертвами массового голода, а соотношение погибших и всего населения считается самым высоким среди всех народов бывшего СССР. Традиционно кочевавшие с подрастающим крупным рогатым скотом, казахи были вынуждены осесть, и были лишены своих поголовий. Великий голод вошел в историю, как величайшая трагедия казахского народа.

Последствия Великого Джута мы ощущаем на себе и по сей день. Раны, нанесенные нашему народу большевиками, не заживают и спустя восемь десятилетий.

Дмитрий Верхотуров, кандидат исторических наук (РФ)

В Казахстане казахи стали меньшинством, что не могло не сказаться на последующей культурной политике. Сегодняшние трудности сохранения и развития казахской культуры и языка во многом восходят ко временам этого голода. Слишком многое было утрачено, слишком много погибло людей, не сделавших свой вклад.

В Алматы планируется установить Монумент жертвам массового Голода в Казахстане. Здесь можно будет почтить память миллионов людей, которым красные вожди не нашли места в социалистической системе. И мы должны помнить об этом всегда.

Ссылка: Голодное лето 1931-го - РТРК "Казахстан"

Комментариев нет:

Отправить комментарий