Страницы

вторник, 21 июня 2011 г.

Энтузиасты репрессий


Илья Баринов
21.06.2011

Алексей Соловьев о «культе личности» и цене Победы

Бордовые тома «Книги Памяти». В каждом – фамилии тысяч забайкальцев, ставших жертвами сталинских репрессий. Всего восемь томов: перелистывая один за другим, чувствуешь, как мороз пробегает по коже. Презентация последнего из томов прошла в Чите 15 июня. Так завершился многолетний проект, с одним из вдохновителей которого, историком Алексеем СОЛОВЬЕВЫМ, мы и решили поговорить о Сталине, сталинизме и десталинизации.

- Алексей Владимирович, в октябре 2010 года руководство страны объявило о разработке программы по десталинизации. На ваш взгляд, это реверанс перед Западом или «суд времени»?

- Ещё не время давать оценку Сталину, поскольку живы те, кто его почитает, несмотря на все репрессии. Живы ветераны, шедшие на смерть с его именем на устах. Сталин – фигура противоречивая. В течение двух десятилетий ему удалось превратить аграрную и отсталую страну в индустриальное государство, укрепить обороноспособность Советского Союза. Если бы не он, мы бы войну не выиграли, - это моё мнение.

- В ходе коллективизации только в Забайкалье репрессировали 8370 человек…

- Репрессии «тридцатых» - серьёзная ошибка Сталина. Ведь изначально в партии считали, что коллективизация должна идти постепенно, чтобы люди поняли: совместный труд производительнее. Но эта политика себя не оправдала: планы по заготовке зерна были сорваны, а в отдельных регионах даже начался голод. И тогда Сталин, отступив от НЭПа, стал ускоренно создавать колхозы, через которые было удобно забирать у людей всё для осуществления индустриализации. Это вызвало волну крестьянских восстаний, участники которых, разумеется, были расстреляны. Так что массовые репрессии – это не только «перегибы на местах», но и осознанная политика центра. Многие тогда обвинили Сталина в отходе от ленинских принципов, и он, переориентировавшись, сложил всю ответственность на низовые уровни. А 8370 человек – это ведь только персоналии, репрессировали-то семьями. Большими, крестьянскими семьями. Поэтому эту цифру можно увеличивать в разы. Как и число репрессированных в 1937-39 годах.

- Мы беседуем в канун 70-летия начала Великой Отечественной войны. По мнению Михаила Веллера, Виктора Суворова и других историков, Сталин собирался первым напасть на Германию.

- Я не согласен с этим, поскольку Сталин неоднократно говорил, что Советский Союз к войне не готов. Он считал, что к 1941 году оружие и опыт Халхин-Гола уже устарели, что нужно проводить перевооружение. К тому же, Россия никогда не вела захватнических войн. Это не её идеология. Если мы и расширяли свои территории, то путём мирной колонизации.

Другое дело, что предполагалось сразу отразить удар противника и продолжать войну уже на его территории. Был даже фильм «Третий удар», где советская армия молниеносно отбивает вражеские войска и начинает наступление. «Короткая и победоносная война». Этого, как мы знаем, не получилось. Более того, такая теория сыграла с Россией злую шутку.

- Говорят, нападение фашистов было для Сталина столь внезапным, что он первые дни даже не знал, как быть.

- Это миф! Если открыть дневник сталинского секретаря Александра Поскрёбышева, видно, что Иосиф Виссарионович сразу начал работать – за сутки он встретился с десятками генералов и руководителей. В отличие от других советских деятелей, перебравшихся в Куйбышев, Сталин все военные годы провёл в Москве, что воодушевляло и солдат на фронте, и рабочих в тылу.

- Вернёмся к репрессиям. Кто, на ваш взгляд, большее зло – Сталин или тысячи тех, кто слепо исполнял его подчас чудовищные приказы?

- Жители Читинской области столкнулись с «энтузиастами репрессий» - Хорхориным, Крыловым, Куцорубовым... Крылов, к примеру, был настолько рьяным сторонником репрессий, что даже Хорхорину приходилось его сдерживать. В январе 1938 года, подводя итоги расстрелов, Хорхорин писал, что ещё три тысячи забайкальцев нужно репрессировать, из них две тысячи – к стенке. Затем он спрашивал у центра разрешение на казнь ещё трёх тысяч. Так он просил три раза! А потом, 28 ноября 1938-го, его самого арестовали. На втором допросе Хорхорин признал себя «японским шпионом», а в 1939 году скончался. Официальная причина смерти – туберкулёз.

По документам можно увидеть, что к концу 1938 года Сталин ужаснулся масштабам репрессий. И тогда руководители НКВД и Наркомата внутренних дел были расстреляны.

- Можно ли поставить знак равенства между Сталиным и Гитлером, фашизмом и коммунизмом?

- Фашизм – это самая бездушная политическая система, осуждённая, кстати, международным Нюрнбергским трибуналом. Идеология Гитлера заключалась в порабощении всего мира одной, арийской, нацией. Коммунизм же, напротив, призывает к равенству и свободе всех людей. Он стремится сделать всех счастливыми! Неслучайно, коммунизм вобрал в себя многие христианские принципы. Только христиане, по словам Энгельса, строят рай на небе, а коммунисты – на земле.

- Фашизм – рай для арийцев, коммунизм – рай для пролетариата. Все прочие – к стенке. Разве не так?

- А что лучше, когда небольшая группа олигархов владеет всеми богатствами России? А основная часть населения находится на грани выживания? Это ли выход? Или всё же лучше, чтобы было классовое равенство? Маркс говорил, что лучший вариант, чтобы буржуазия сама отдала награбленное, но в нашей стране она этого не сделала. А вот в Китае история сложилась иначе, и там богатые социально направлены.

- Так с чем же тогда связано объявление программы десталинизации?

- В канун выборов всегда наносится удар по коммунистам, одним из ярчайших символов которых остаётся Сталин. Так что, возможно, десталинизация – это лишь часть предвыборной кампании. Общество вновь отвлекается и начинает спорить не о тех вещах. Показателен опять-таки пример Китая, где были оценены как достижения Мао Цзэдуна, так и его преступления.

- Многие спорят: кто победил в войне? Америка? СССР? Китай? Или фашизм был разгромлен всем человечеством?

- И Рузвельт, и Черчилль, и другие лидеры признавали решающую роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии, поскольку количество немецкий дивизий на восточном фронте в разы превосходило число фашистских войск на всех прочих направлениях вместе взятых. Без Красной Армии не было бы Победы! Хотя большой вклад внесли все: и англичане, и американцы, и китайцы, и югославы. Но решающая роль – роль советского народа!

- Алексей Владимирович, большую часть своей жизни вы посвятили службе в органах госбезопасности. Сегодня, в день своего 80-летия, можете ли вы назвать фразу, ставшую вашим девизом?

- Это слова Юрия Андропова: «Мы служим не руководителям. Мы служим народу».

СПРАВКА

Алексей СОЛОВЬЁВ - председатель Совета ветеранов УФСБ России по Забайкальскому краю, Почетный гражданин Читинской области, кавалер ордена «Знак Почёта», член Союза журналистов. Родился в Чите 21 июня 1931 года. С 1967 по 1991 годы – работ в органах госбезопасности. За успехи в служебной деятельности награжден нагрудным знаком «За службу в контрразведке» III степени. После выхода на пенсию посвятил себя изучению и популяризации истории спецслужб Забайкалья.

Ссылка: Энтузиасты репрессий - ЗАБмедиа.ru

1 комментарий:

  1. ... неким образом спас... Сгноил и закопал. Однозначно - спас!

    ОтветитьУдалить