Страницы

пятница, 10 июня 2011 г.

Здания Красноярска проектировал личный архитектор Сталина


Сергей ВАХРУШИН
Фото: Александр ЧЕРНЫХ
10.06.2011


Мало кто знает, что первым вдохновителем, а фактически и руководителем организации, курирующей архитектурный облик Красноярска, которая ныне называется «Красноярскгражданпроект», был человек, лично приближённый к Сталину. Имя этого человека - Мирон Иванович Мержанов.

Сибирские звёзды мастера

Родился Мирон Иванович в Ростовской области в 1895 году. Его отец приходился дальним родственником знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Закончив классическую гимназию, Мержанов поступил в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. После революции уехал в Ростов и продолжил обучение в Кубанском политехническом институте. Первый заметный успех к архитектору пришёл в 1929 году, когда он выиграл открытый конкурс на проектирование санатория рабоче-крестьянской Красной Армии в Сочи. Мержанов построил его через пять лет, после чего стал личным другом наркома Климента Ворошилова, курировавшего строительство.

В 1931 году Мирон Иванович был назначен главным архитектором хозуправления ЦИК СССР, спроектировал несколько других значимых объектов, а в 1934-м и первую сталинскую дачу. Вождь высоко оценивал Мержанова и сделал его своим личным архитектором. В 1938 году мастеру даже доверили спроектировать Золотую Звезду Героя Советского Союза, а за год до этого он получил высшую награду на Парижской выставке за своё санаторное детище в Сочи - оно было признано лучшим в мире.

Но зависть менее талантливых архитекторов, а где-то и мнительность самого Сталина сыграли роковую роль в судьбе мастера. В августе 1943 года Мержанов, его жена и близкий круг сотрудников были арестованы, а через год он был приговорён к десяти годам лагерей по 58-й статье. Обвинительное заключение базировалось на необоснованных показаниях и факте его службы у белых во время Гражданской войны. Историки предполагают, что не последнюю роль в его аресте сыграл и Берия, у которого была личная неприязнь к архитектору.



Сначала Мирона Ивановича этапировали в Комсомольск-на-Амуре, где по его проекту построены городской Дворец культуры и ДК авиазавода, а через четыре года по просьбе Абакумова, который хотел, чтобы Мержанов построил санаторий для МГБ, его вернули в Москву. Однако в 1951 году самого же Абакумова арестовали, и архитектор был отстранён от строительства и направлен в Иркутскую тюрьму. В 1953 году Мержанова переслали в Красноярск. Здесь он с присущей ему энергией взялся за любимое дело и внёс значительный вклад в развитие нашей архитектуры.

- Многие его здания сыграли организующую роль в архитектурном облике Красноярска, - рассказывает профессор, заведующий кафедрой градостроительства СФУ Александр Слабуха. - Среди наиболее известных красноярцам объектов Дом советов на улице Мира, который ныне является зданием администрации края, правобережный Дворец культуры им. 1 Мая, типография газеты «Красноярский рабочий», отделение Госбанка на Дубровинского, кинотеатр «Совкино», который до недавнего времени был известен как кинопарк «Пикра», и многие другие.

Архитектурная школа Мирона Ивановича - это конструктивизм - советский авангард, в котором главенствующее значение придаётся чистым геометрическим формам. К примеру, в скромных формах здания бывшей типографии «Красноярского рабочего» можно выделить центральный объём, определяющий портал, который является основным пространственным акцентом, фасады из чётких горизонтальных линий по этажам и своеобразное «полосатое» заполнение простенков. Архитектуру дополняет карниз большого выноса, дающего тень, широкая парадная лестница и большой витраж.

Перед тем как проектировать, мастер осматривал отведённую местность, а потом закреплял своё видение объекта на акварели. Только затем начиналась основная работа.

- Подобные штрихи мы видим и у здания отделения Госбанка, - говорит Александр Слабуха. - Но у него есть свои особенности. Ещё на стадии проектирования Мержанов задумался, как строение будет вписываться в ансамбль с речным вокзалом. Сейчас уже нельзя ощутить такой эффект масштаба, который был раньше, когда на набережной находились только одноэтажные дома и речной вокзал вместе с Госбанком возвышались над ними. А тогда архитектура воспринималась далеко с другого берега, что выполняло особые информационные и идеологические функции.

Кстати, в этом и заключается профессионализм архитектора - суметь гармонично вписать своё творение в ландшафт. Ещё в 1920-х годах Мержанов взял за правило: перед тем как проектировать, он осматривал отведённую местность, а потом закреплял своё видение объекта на акварели. Только затем начиналась основная работа.

- Другое здание, которое также полюбилось красноярцам и удачно вписывается в облик города - Дворец культуры им. 1 Мая, - продолжает Александр Васильевич. - Это один из акцентных объектов проспекта Красноярский рабочий. Он так же узнаваем, как Госбанк, он фиксирует пространство. К примеру, когда мы назначаем место встречи на правом берегу, то говорим либо до, либо после ДК 1 Мая. Достичь этого удалось потому, что Дворец находится не рядом с проспектом, а несколько удалён от него. Постройка «держит дистанцию», создавая эффект масштаба, и доминирует над всем остальным.

Здание краевой администрации, которое также проектировал Мержанов, отличается от других шедевров архитектора. Дело в том, что оно выполнено в стиле советского неоклассицизма, а не конструктивизма. В нём проявляется некоторый монументализм. Почему мастер изменил своему вкусу?

- Архитекторы поколения Мирона Ивановича были современниками нескольких стилистических эпох, - рассказывает Александр Слабуха. - Образование получили в эпоху конструктивизма, затем партия и правительство ориентировали на использование классических форм, а затем идей архитектурного наследия в современной эпохе. Мержанов вместе с другими просто обязан был перестроиться. Однако всё равно какие-то отголоски конструктивизма проявлялись в большинстве его объектов. В том числе и в Доме советов.

Единственное, что не мог учесть архитектор, это то, что в 1970-х годах с улицы Ленина фасад его детища испортят две панельные высотки. Только недавно удалось это как-то сгладить, когда появился новый стеклянный корпус Законодательного собрания. Теперь с улицы Мира горожане могут видеть здание, представляющее собой одну эпоху, а с улицы Ленина - совершенно другую.

После смерти Сталина Мирон Мержанов был реабилитирован. До 1960 года он работал в Красноярске, а затем переехал в Москву. Мирон Иванович не только создал достопримечательности нашего города, но и воспитал сына Бориса, который также прослыл в краевом центре незаурядным архитектором. Эстафету дела Мержановых принял и внук Мирона Ивановича - Сергей, который родился на берегах Енисея, учился на архитектора в Москве, сейчас там проживает и работает, но очень любит приезжать в родной город.

Ссылка: Здания Красноярска проектировал личный архитектор Сталина - Муниципальная газета Красноярска "Городские новости"

Комментариев нет:

Отправить комментарий