Страницы

среда, 27 июля 2011 г.

Непримиримых – не примирить


Вадим СОКОЛОВ. Углич
26 июля 2011

 

Наблюдая за дискуссией о десталинизации и о роли Сталина в истории страны, приходишь к печальному выводу: сталинистов и пострадавших от репрессий не примирить никогда, во всяком случае в ближайшие годы. Увековечить память жертв тоталитарного режима, конечно, можно и нужно; проявить максимальную заботу о репрессированных, естественно, тоже необходимо, но примирить противников и сторонников сталинизма не получится.

Можно как угодно называть 4 ноября – хоть Днём народного единства, хоть Днём национального примирения, хоть Днём всеобщей любви друг к другу, суть от этого не изменится, каждая сторона останется при своём мнении. Если сегодня для одних Сталин – кровавый палач, а для других – величайший гений XX века, то о каком примирении этих двух точек зрения можно говорить?

Должно пройти ещё лет 30, если не больше, когда появится совершенно новое поколение, вот тогда и наступит примирение. Потому что, во-первых, не будет ностальгирующих по диктатуре, а во-вторых, хочется верить, что Россия станет процветающей страной, с хорошо живущими гражданами, которые будут гордиться своей Родиной и будут с отвращением вспоминать, что когда-то их предки жили при диктаторском режиме, за железным занавесом, с максимальным ограничением всех прав, а не свободными гражданами.

Свобода человека начинается с частной собственности, со свободного перемещения по стране и миру, со свободы слова и СМИ, с многопартийности, о которой в СССР и говорить-то было опасно. Колхозники в СССР жили на правах крепостных, не имея возможности поменять место жительства.

Кстати, вот тогда лет через 30 можно будет открыть и все архивы. Если открыть их сегодня, это приведёт к ещё большей вражде среди населения. На практике может случиться так, что тихий дедушка, живущий в соседней квартире, вовсе не бывший учитель, за которого себя выдаёт, а следователь-изувер, вышибавший показания путём пыток и заставлявший людей признаться, что они иностранные шпионы. А другой дед, живущий в другом подъезде, был обыкновенным стукачом, оклеветавшим десятки ни в чём не виновных людей.

Каково это будет узнать соседям, тем более, если у них есть репрессированные родственники, и какие взаимоотношения будут между ними и палачами, стукачами? А если не называть конкретно стукачей и палачей поимённо, то какой смысл открывать архивы? А именно архивы местных НКВД и представляют наибольший интерес. То, что творил «добрый» дедушка Ленин или злой Сталин, подписывая расстрельные списки, хорошо уже известно, но были же и исполнители на местах. Одни ещё сами живы и здоровы, у других остались родные и близкие.

На мой взгляд, слишком поздно вспомнили о жертвах тоталитарного режима. Из ныне живущих их осталось не так уж много, а мёртвым уже всё равно, поставят памятники или нет, да и родственников у жертв, как правило, мало. И живут они тихо и спокойно, не устраивают митинги, не требуют от властей каких-то особых льгот. Они поняли, что по большому счёту и не нужны властям, как дополнительная головная боль. Они жертвы – и этим всё сказано.

Зато их палачи, поменяв название партии, продолжают с большим размахом отмечать день государственного переворота 7 ноября, власть же не только не препятствует этому, а, наоборот, скорее помогает. Не понятен и механизм осуществления проекта «десталинизация». Раз речь идёт не только о Сталине, а обо всём периоде советской власти, то, по логике, должен быть суд наподобие Нюрнбергского процесса. И тогда надо осудить Ленина за госпереворот, Сталина – за геноцид своего народа, Хрущёва – как главного пособника Сталина, Брежнева – за создание целой сети психушек для борьбы с инакомыслящими, за вторжение в Афганистан и Чехословакию, Черненко – как продолжателя политики Брежнева, Андропова – главного борца с диссидентами. Наконец, того же Горбачёва! Но не как якобы предателя, как некоторым хочется, а как руководителя страны, при котором вводились войска для разгона митингов и демонстраций в ряд республик: в ту же Грузию, не говоря уж о Прибалтике, где танки давили мирное население... И, естественно, судить всю КПСС!

И вот только после осуждения названных лиц можно будет выяснить, кто же из всех этих деятелей нанёс наибольший ущерб государству и живущим в нём гражданам. У нас же всё поставлено с точностью до наоборот: все, кто был до Горбачёва, для некоторых граждан чуть ли не святые и непорочные, допустившие лишь отдельные «недостатки» да «маленькие перегибы»: а вот Горбачёв и Ельцин оказываются «предателями». Когда один читатель «Северного края» поинтересовался, а кого они предали, кто их судил и какой суд назвал их предателями, тут подсуетился протоиерей Кузяев, большой поклонник тоталитарного режима, которым он, оказывается, гордится?! А то, что именно при совет­ском режиме было разрушено огромное количество церквей, памятников старины и погибли тысячи священников, Кузяева мало интересует. Фактически он и выступает в роли предателя тех, кто погиб за веру. Если бы наряду с успехами и всего того положительного, что было в СССР, чего разумные люди и не отрицают, он осудил бы и преступления, то лично я и не подумал бы критиковать Кузяева.

Если уж среди священнослужителей находятся люди, которые любят своих палачей, то чего тогда говорить о простых смертных. Вспоминаю репортаж в «СК» о демонстрации 1 Мая прошлого года, где на митинге КПРФ Кузяеву вручили памятную медаль в честь 140-летия со дня рождения В. И. Ленина?! А вроде бы Ленин как раз и писал записки, что надо расстреливать попов и как можно в большем количестве. Или это ложь демократов? В ряде стран на государственном уровне запрещена коммунистическая идеология. Пойдёт ли на это современная российская власть, осудит ли все преступления советской власти?.. А без судебных решений десталинизацию не осуществить и не провести, и вся затея действительно окажется мифом и пустыми словами.

Ссылка: Непримиримых – не примирить - Ярославская областная ежедневная газета Северный Край

Комментариев нет:

Отправить комментарий