Страницы

вторник, 2 августа 2011 г.

Покаяние в лагере Пермь-36


Марчин Войчеховский (Marcin Wojciechowski)
02.08.2011

Мемориальный музей "Пермь-36"
Это единственный в мире лагерь, куда попадают добровольно, да еще с целыми семьями. Пермь-36 на Урале – это дольше всего функционировавший лагерь для политических заключенных в бывшем Советском Союзе. До конца 1986 года, т.е. до памятной встречи Михаила Горбачева с Рональдом Рейганом, здесь сидели политзеки. «Горбачеву был нужен жест в сторону американцев, поэтому он ликвидировал пользовавшийся дурной славой лагерь», - рассказывает Василь Овсиенко – украинский диссидент советских времен, один из последних узников Перми-36, который провел там, в участке строго режима, шесть лет. В Перми-36 еще в начале 80-х из-за ужасных условий и ограничений на доступ к медицинскому обслуживанию погибали заключенные, среди них был украинский поэт Василь Стус или объявивший голодовку диссидент Валерий Марченко.

Сейчас в бывшем лагере находится единственный в современной России музей тоталитарных репрессий, где каждый год в последние выходные июля проходит форум «Пилорама». Он вырос из фестиваля авторской песни, которую называют в России бардовской. Несколько лет назад глава общества «Мемориал», занимающегося изучением сталинского прошлого, Арсений Рогинский предложил дополнить концерты дискуссиями с участием российских и зарубежных интеллектуалов, политиков и общественных деятелей. И так происходит уже семь лет. «"Пилорама" (название взялось от находившейся в лагере лесопилки), объяснил мне Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, а одновременно глава общественного совета, формирующего программу мероприятия, - это место встреч и диалога».

В этом году главная тема форума звучала «Россия 20 лет спустя после распада СССР» (в декабре будет круглая дата конца империи). Можно было посмотреть документальные фильмы и старую кинохронику времен путча партийного болота против Горбачева в 91 году, ускорившего распад СССР, и узнать, что делали известные люди в те дни, когда вся Москва стояла на баррикадах.

Сложно поверить, что в дни сопротивления путчу, несмотря на угрозы ввести в город танки и армию, на улицы Москвы вышло больше двух миллионов протестующих. Сейчас на митинги оппозиции приходят десятки, максимум, сотни людей. И хотя до Перми-36 из-за операции на позвоночнике не доехал последний руководитель СССР Михаил Горбачев, как, впрочем, и Лех Валенса, испытывающий проблемы с сердцем, два дня форума на Урале стали поводом подвести итог тому, что изменилось в России за последние 20 лет.

«Наша страна – это архипелаг, состоящий из очень разных островов. "Пилорама" – это остров свободы», - говорит глава совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов.

Действительно, сюда в первую очередь приезжают бывшие диссиденты, политзаключенные, политики-демократы, члены неправительственных организаций, демократически ориентированная молодежь, журналисты оппозиционной «Новой газеты». Но мероприятие поддерживают и финансируют власти Пермского края, его гостем был местный депутат Госдумы от прокремлевской «Единой России» замглавы парламентского Комитета по международным делам Андрей Климов, возможно из-за предстоящих в декабре выборов, перед которыми он хотел напомнить о себе избирателям.

«Мы избежали кровавой гражданской войны», - говорил Климов о распаде СССР. «Мы утратили стабильность, усилилось социальное неравенство, но одновременно мы обрели невиданный в истории России уровень свободы, выросло и благосостояние. 15-20 процентов россиян до сих пор живет плохо, но остальные – определенно лучше, чем при прежней системе», - считает он.

Что интересно, на "Пилораму" приезжают и противники демократических перемен, т.е. российские коммунисты, а конкретно, представители их местного молодежного отделения – одетые в красные футболки и куртки защитного цвета. Они вмешиваются в дискуссию о сталинских репрессиях, расставляют палатки с портретами создателя советских спецслужб Феликса Дзержинского и сталинского прокурора Вышинского. «Будто на наш остров приплыли жители другого, но это нам ничем не угрожает. Пусть они нас слушают, может быть, тогда они изменят свои взгляды», - говорит Михаил Федотов.

Но в ходе дискуссий публика удостаивала самых громких аплодисментов как раз коммунистов, а в особенности их высказывания о том, что демократические деятели парят в облаках, занимаются прошлым, правами человека, но не являются представителями простых людей. Во время некоторых дискуссий атмосфера была настолько накалена, что практически доходило до драки, особенно когда один из представителей коммунистов обвинил бывшего уполномоченного по правам человека Сергея Ковалева в том, что на его совести жизнь сотен погибших в Чечне российских солдат, т.к. … он высказывался против ведения той войны.

Директор музея Пермь-36 Виктор Шмыров несмотря ни на что видит в этом плюсы: «Наш фестиваль становится форумом полностью независимого обмена мнениями, которого нет в парламенте или в официальных СМИ».

«Здесь каждый год встречается совесть России, ее лучшая часть. Невелика премудрость сделать музей из славных страниц истории народа. Сложнее признаться в ошибках, назвать их, ударить себя в грудь. На самом деле Пермь-36 – это музей покаяния», - говорит Василь Овсиенко.

Оригинал публикации: Pokuta w łagrze Perm-36 ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Ссылка: Покаяние в лагере Пермь-36 - ИноСМИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий