Страницы

среда, 9 ноября 2011 г.

«Большой Террор». Памяти преступления

ноябрь 2011
Беседу ведет Афанасий Мамедов


На четыре вопроса отвечают: Рой Медведев, Павел Нерлер, Никита Петров, Юрий Фельштинский


Этот эпизод истории обойти молчанием никак нельзя, как бы того ни хотелось некоторым нашим соотечественникам «с раскосыми и жадными очами». Место действия — вся страна. О масштабах преступления напоминает сегодня даже дрожание осиновой и прочей листвы. Это трепетание матери-природы подталкивает искать аналогии, сверять свои ассоциации накануне юбилея 1937 года и недавно объявленной по телевизору Большой Кремлевской Рокировки, принятой практически единогласно на ХII съезде «Единой России». Что ждет нас? Пышное продолжение имперского застоя со сладостной гнильцой — голосует большинство россиян, памятливые евреи не исключение, — или с возвращением в Кремль «Единственного первого» политтехнологи примутся модернизировать «гаечный» способ правления, что завещано 1937-м всем нам?




Сталин был русским националистом
Рой Медведев,
историк


Афанасий Мамедов Было бы упущением, если бы, затрагивая тему «Евреи и ЧК», мы не вспомнили «Двести лет вместе». Что эта книга Солженицына сегодня для историков?

Рой Медведев Как историк, я эту книгу серьезным историческим документом не считаю. Она пристрастна и тенденциозна. Солженицын готовил ее как часть «Красного Колеса». Остался материал, и он решил объединить его с уже написанными очерками, представить в виде такого научного труда. Но пользовался исключительно теми источниками, которые соответствовали его собственной концепции: Октябрьская революция была навязана России еврейской интеллигенцией или евреями-ради­ка­ла­ми. Солженицын не исследовал весь массив имеющихся документов, не сталкивал противоположные точки зрения. Подобное сочинительство нарушает объективность научного исследования.

АМ К чему может привести мода на миф, будто в 1937–1938 годах одни па­ла­чи-евреи уничтожали других, за что спасибо Джугашвили, топ-менеджеру экстра-класса?

РМ С устранением Ягоды и с назначением Ежова начались репрессии среди самих палачей. То был лишь один из ручейков террора тех лет. Главный направился на основные кадры партии и государства, и пострадали все слои населения и все национальности. Сводить это сложное явление к тому, что одни палачи уничтожали других палачей, было бы исторически неверно и опасно.

АМ Правда, что в 1937 году для каждой области страны устанавливались нормы по месяцам? То есть существовал своего рода чекистский план?

РМ Четкого чекистского плана не существовало. Но были задания из центра, которые получали местные карательные органы. К примеру, областное подразделение НКВД получало директиву из Москвы: по данным московского НКВД, вредители (шпионы, диверсанты, бухаринцы или троцкисты) создали в вашей Воронежской области подполье численностью не меньше 10 тысяч человек. Найдите, расследуйте, всех арестуйте и доложите об исполнении. Такого рода «цифровые» задания действительно существовали.

АМ Еще миф широкого хождения: Сталин никогда антисемитом не был, просто строил новую жизнь в СССР, со­здавал нового человека, для которого не было такого понятия, как «нацио­нальная принадлежность».

РМ Для Сталина такое понятие существовало, хотя бы потому, что оно входило в официальную идеологию государства новых социалистических наций и их содружества. Сталин считался главным знатоком «национального вопроса». Все основные формулы СССР предполагали понятие нации. Что не помешало Сталину сказать: все народы Советского Союза отличились в войне, но самым выдающимся народом является русский народ. Сталин был русским националистом. Но не был антисемитом на бытовом уровне. Тогда как политическим антисемитом — несомненно.



Трезвое дитя политрасклада

Павел Нерлер, 

историк, писатель и литературовед

АМ «Убери евреев из наркомата», — говорил Сталин Молотову в 1936 году, тогда же звонил Мехлису и приказывал немедленно дать русские псевдонимы всем евреям-«правдистам». Отношение Сталина к «веками гонимому» менялось с политической погодой или же носило, так сказать, «идейный характер»?

Павел Нерлер Отношение Сталина к евреям от политической погоды не зависело, ибо он сам и был этой погодой — по крайней мере у себя в стране, а после войны и в смежных странах соцлагеря. Молотову-Скрябину, если только верить ему самому, он это, может, и сказал в 1936-м, но Лит­винова-Валлаха заменил на Молотова только весной 1939-го, когда сам решил поменять вехи дипломатической погоды, в том числе и посредством этой отставки и замены. Немцы проглотили наживку и восприняли эту отставку чуть ли не как личный подарок, что создало благоприятный психологический фон на переговорах с Берлином.

АМ А как же Литвинов (Меер-Генох Валлах), тогдашний нарком индел?

ПН Если Сталин и впрямь был так недоволен Литвиновым, то вряд ли бы тот дожил до своего 75-летия. Просто он не нуждался в кукловодах, чтобы дергать за веревочки, — он любил делать это сам. Политика его не была принципиально национальной, но в любой момент могла такою стать, в зависимости от заказываемой погоды. Так что сталинский антисемитизм — не врожденный и не благоприобретенный порок, как у Гитлера, а трезвое дитя политического расклада, как и полагается у подлинных большевиков-ленинцев и интернацио­налистов.

АМ Почему сегодня отношение к дате 1937 год остается таким же, как в советские времена?

ПН Официальная Россия делает все для того, чтобы щеки не сдувались, чтобы лосниться и производить впечатление великодержавности. Великая держава не боится своей истории, не боится правды о себе. Но страна, имитирующая великодержавность, боится собственной тени и зорко следит за тем, чтобы на лице не было видно ни морщин, ни веснушек. История-зеркало — недопустимая и страшная роскошь, допускается и поощряется только история-макияж. Поэтому все еще не открытые первоисточники — на всякий случай (и вопреки всем законам) — придерживаются, ибо заранее невозможно угадать, насколько они румяно- и пудроустойчивы. Собственно, Комиссия по недопущению фальсификации и мыслилась как коллективный визажист, но работает она плохо, потому что работает без зеркала и с очень тупыми ножницами. Не меньшей опасностью (точнее, проблемой) является другое: бросающаяся в глаза недоосмыленность того, что уже опубликовано. Это касается и 1937 года.

АМ Чем вы объясняете отказ от одного из главных признаков иудаизма — единения по крови и религии, ярко проявившийся в 1920–1930-х годах?

ПН Общая трагическая судьба жертв индивидуально-кор­по­ра­тив­ного (погромы) и в особенности государственного (Шоа) антисемитизма и впрямь объединяет. В Виленском и некоторых других гетто движение Сопротивления было, так сказать, панъ­еврейским, политические разногласия между сионистами, бундовцами, коммунистами и даже религиозными отступали на второй план и до окончания войны. Это было не везде, но там, где это было, сопротивление было наиболее успешным и усилия по уклонению от финального решения еврейского вопроса наиболее эффективными. Не понимаю, о каком отказе от единения вы говорите. Весь мир после 1917 года изменился и усложнился до неузнаваемости. Как можно хотеть от российского еврейства, расслоение и реструктуризация которого начались задолго до конца первой мировой, чтобы оно целым и невредимым вывалилось из гипсового корсета черты оседлости, ничегошеньки не расплескав и сохранив мифическое единство, которого не было и внутри черты? Вне этой клетки-корсета их ждал не новый человек, а новое общество, частью которого евреи всенепременно хотели стать и, кстати, стали. Стоило это недешево: повышенная доля как среди палачей 1937-го, так и среди его жертв тому порукой. Загоняло их в обе крайности все же не конфессиональными и не этническими силами, а социальными.



СТАЛИН ЗАРАНЕЕ ГОТОВИЛ ТЕРРОР

Никита Петров, 

историк

АМ Вы считаете 1937-й годом партократического переворота, который не так выделялся бы на фоне всего случившегося за время соввласти, если бы не Хрущев и XX партсъезд?

Никита Петров Ни о каком партократическом перевороте и речи нет. Апогей политических репрессий 1937 года стал символом преступной и безраздельной личной диктатуры Сталина. Но ведь это была диктатура лидера Компартии, которая узурпировала власть и правила страной начиная с 1917 года и не ослабила своей хватки вплоть до конца горбачевской перестройки. Только в конце 1980-х власть партократии рухнула. А что касается 1937 года — кто делал «переворот»? Против кого? Смысл развязанной Сталиным репрессивной кампании был очевиден: тотальная политическая и социальная чистка. Годы «большого террора» позволили Сталину не только укрепить личную диктатуру, но и на долгие годы внушить населению такой страх, что никаких попыток сопротивления режиму никто и не помышлял предпринимать.

АМ В одном из интервью вы сказали: «У нас нет срока секретности, который бы включал в себя цифру 75. Архив ФСБ изначально не выполнял регламент, по­явившийся в 1993 году». Почему у нас не работает Закон «Об архивном деле в Российской Федерации»?

НП Тут речь о двух разных ограничениях в доступе к архивным документам. 75-летний срок установлен для документов, содержащих, как это указано в статье 25 Закона «Об архивном деле», личную и семейную тайну. Для сведений, составляющих государственную тайну, принят 30-летний срок засекречивания согласно статье 13 Закона «О государственной тайне». В принятом в 1993 году регламенте доступа к архивно-следственным делам реабилитированных был заложен принцип: к процессуальным документам дела, составленным без участия обвиняемого, доступ должен быть полный, а ограничения накладывались лишь на ознакомление с протоколами допросов и собственноручными показаниями. В тогдашнем ФСК, а ныне ФСБ этот порядок был встречен в штыки и всячески саботировался. В итоге они добились принятия в 2006 году такого положения, что до минования 75 лет со дня завершения дела без разрешения самого репрессированного или его родственников доступ к его материалам невозможен. В этом году «Мемориал» оспаривал этот порядок в Верховном суде, но без результата.

АМ В 1937–1938 годах было расстреляно 85% из всего числа казненных по уголовным делам и 58-й статье за все время правления Сталина. Почему пик сталинских репрессий пал на эти годы?

НП Всего за период с июля 1937 года по ноябрь 1938 года, когда проводились так называемые «массовые операции», НКВД было арестовано порядка 1 миллиона 500 тысяч человек и из них почти 700 тысяч расстреляно, причем в подавляющем большинстве по решениям внесудебных органов — «троек», комиссий НКВД и прокурора. Принятием Конституции 1936 года, на бумаге вполне демократичной, можно объяснить лишь ту часть массовых репрессий, которая была направлена на «чуждые» социальные группы, ведь ранее они были лишены избирательных прав, а по новой Конституции их дали. Но, по мысли Сталина, «врасти в социализм» они не были способны. Значит — уничтожить их физически, до того как в декабре 1937 года они смогут проголосовать. Причем этот мотив «неисправимости» и особой враждебности к социализму «бывших» был у Сталина силен. В ходе же «большого террора» 1937–1938 годов репрессии обрушились на все слои населения и все без исключения национальные и социальные группы. Какого-то особого выделения евреев среди подлежащих аресту не наблюдалось.

АМ Есть ли у 1937 года некалендарное начало? Кажется ли вам этот год закономерным для российской истории и каковы оказались его последствия?

НП Если всерьез — это октябрь 1917 года. Именно когда возобладала большевистская доктрина, согласно которой по имущественному критерию или в силу социального происхождения большие группы населения объявлялись «чуждыми», ограничивались в своих правах. Отсюда и идея их окончательного искоренения путем физического уничтожения. Начало этому положил «красный террор» 1918 года. Массовый террор в 1937-м был подготовлен ранее проведенными репрессивными кампаниями. На основе учения Ленина Сталин заранее готовил массовый террор. По сталинской команде в июле­ 1937 года он был начат, и по его же команде в ноябре 1938 года свернут. И что мы имеем в итоге? Юридической оценки советским преступлениям до сих пор нет. Трубадуры массовых репрессий: Ленин, Сталин и ряд вождей помельче покоятся на Красной площади. А большая часть материалов о преступлениях советской эпохи наглухо закрыта в архиве ФСБ.



ГЕРОЕВ НЕ БЫЛО, были предатели

Юрий Фельштинский,

российско-американский историк

АМ Почему первый удар Сталин нанес по советским спецслужбам, какую роль тут играли чекисты-евреи — герои революции, как поделились они на роли?

Юрий Фельштинский Не думаю, что первый удар Сталин наносил по спецслужбам. Первый удар был нанесен по Ленину, и Ленин был устранен. Сегодня с большой степенью вероятности можно говорить о том, что Сталин убил Ленина, точнее, замучил до смерти, причем информации о функционирующем Ленине у нас нет с марта 1923 года. И уже в 1923 году Сталин начинает расправляться с Троцким. Конечно, нельзя не упомянуть и об очень вовремя случившейся смерти Дзержинского в июле 1926 года, который, по мысли Сталина, мог претендовать на власть и имел в своем распоряжении аппарат госбезопасности. Подозрения, что Сталин устранил Дзержинского, есть, но доказать это сложно. Евреи — герои революции и герои ВЧК-ОГПУ-ГПУ-НКВД — это отдельный разговор, в рамках интервью — очень сложный. В революционном движении (и в карательном аппарате) евреев было непропорционально много. И мы справедливо это ставим им в минус. Но и среди врачей евреев было много, и Сталин это тоже поставил им в минус («дело врачей»). Такая у евреев судьба: их мало, но в каждый данный момент, когда в конкретной точке происходит всплеск в истории, их всегда слишком много.

АМ Карательная система, используемая товарищем Сталиным, была выстроена еще и при активном участии Ленина с Троцким. Почему же один из ее создателей, знавший об этой системе не меньше Сталина с Лениным, всего лишь перешел к активной «бумажной вой­не», не лучше ли было вовсе замолчать, чем провоцировать гибель тысяч людей?

ЮФ В этом вопросе звучит скрытый укор Троцкому в том, что чистки спровоцировал он — своей публицистической деятельностью за границей после высылки из СССР в начале 1929 года. Я никогда не смотрел на партийные чистки с этой точки зрения. Ваш вопрос заставил меня посмотреть на них именно так, как вы сейчас предложили. Мне трудно убедить себя в том, что первопричиной партийных чисток была оппозиционная деятельность Троцкого. Точнее, это, конечно, так для периода 1926–1927 годов, когда уничтожалась троцкистская оппозиция. Но с 1928 года по конец 1934 года, когда был убит Киров, о массовых партийных репрессиях говорить не приходится. В борьбе с Троцким в тот период Сталин допустил только одну грубую ошибку, за которую расплачивался потом добрый десяток лет: он не убил Троцкого, как обязан был сделать. Он выслал Троцкого за границу. Мне этот шаг Сталина понятен никогда не был.

АМ В книге «Преступления Сталина» Лев Давидович пишет: «Достаточно напомнить, что Блюмкин был расстрелян за один лишь визит ко мне, вскоре после моего прибытия в Константинополь». Существует версия, что Блюмкин не просто так посещал Троцкого и ГПУ не просто так охотилось за ним. Насколько вы доверяете Троцкому, работая с его архивами?

ЮФ Следует ли слепо доверять Троцкому? Не следует. Слепо вообще никому нельзя доверять. Можно ли доверять архивам? Можно, причем всегда. Если верить архивам, Троцкий действительно не встречался с советскими гражданами, да и советские граждане, зная о судьбе Блюмкина, не спешили встречаться с Троцким. Ведь те «советские граждане», которые выезжали за границу, были не простые советские граждане. Простые тогда за границу не ездили, и исключений из правил не было. А партийным и советским работникам встречаться за границей с Троцким — самое нера­зумное, что можно придумать. Героями они были, и то не всегда, только на фронтах Гражданской вой­ны. На фронтах внутрипартийных войн героев не было. Там были только предатели, да и те не всегда выживали, потому что другие предавали быстрее, изощреннее, динамичнее.

АМ Троцкий отрицал обвинения Сталина и верхушки в свой адрес, в том числе и связь с гестапо. Какую роль сыграли приход к власти Гитлера и новая политика Германии в ведомственной борьбе внутри советских спецслужб?

ЮФ Думаю, говорить о чекистских кланах в СССР в 1930-х годах не стоит. Это все-таки не сегодняшняя Россия. Но приход Гитлера к власти знаменовал собою переориентацию советской внешней политики. Новый курс Сталина был взят на Гитлера, ледоколом Красной Армии в Германии и Европе должен был стать и действительно стал Гитлер. Ориентация на Гитлера делилась на несколько этапов. Первый — поддержка Гитлера до развязывания руками Гитлера второй мировой вой­ны. Развязал ее, руками Гитлера, Сталин, причем планировал аккуратно, по дням, планировал и направления, на которых будет наступать германская армия в 1939 году. И почти все осуществил на этом этапе так, как хотел. Второй этап — подготовка к войне с Гитлером. На этом этапе — и это первый и последний случай, когда Гитлер Сталина переиграл, — Гитлер Сталина опередил и сам нанес превентивный удар по Красной Армии. Как мы знаем, Гитлера это не спасло, просто он проиграл войну не в 1941–1942-м, как планировал Сталин, а в 1945-м. Исторически говоря, какая разница?

***

Мы сегодня старше дедов и отцов за счет пережитого ими в 1937-м, за счет их оборванных тогда жизней, и потому должны помнить: случаются эпохи, когда дистанция между палачом и его жертвой сокращается до минимума, а вина за преступления становится общей. Наш мемориальный труд сегодня не просто необходим — он должен быть постоянным массовым явлением, чтобы удержать палача на дистанции.


Ссылка: «Большой Террор». Памяти преступления - ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство

Комментариев нет:

Отправить комментарий