Страницы

среда, 14 декабря 2011 г.

Агрогород, оставшийся мечтой

Ирина Манойленко
14.12.2011

80 лет назад на карте ЕАО появился поселок Соцгородок

В истории коллективизации сельского хозяйства области известен  единственный факт, когда благодаря колхозу на карте появился новый населенный пункт. Обычно было наоборот: крестьяне, живущие в селах, объединялись и организовывали общее хозяйство - кто добровольно, а кто по принуждению. С коммуной, а потом колхозом "ИКОР" было все наоборот. Датой его образования считается 1928 год. А спустя три года, в 1931-м, в трех километрах от Волочаевки-2 появился новый поселок, где коммунары собирались построить новую, счастливую социалистическую жизнь. Его так и назвали - Соцгородок.

Но счастливой жизни у коммунаров-строителей Соцгородка не получилось.


Этот населенный пункт и сегодня есть на карте Смидовичского района области. Живут здесь преимущественно пенсионеры, занимаются подсобным хозяйством - работать в Соцгородке негде. О первых коммунарах-колхозниках люди только наслышаны - ни одного очевидца трагических событий тридцатых годов в поселке не осталось.

"ИКОР-Соцгородок" - так стала называться коммуна в том самом 1931 году. А до этого была просто "ИКОР". Стоит напомнить, что название коммуне дали в честь одноименной американской организации,  оказывавшей помощь еврейскому землеустройству в СССР и возникшей в одно время с ОЗЕТом. Активную помощь евреям-переселенцам ИКОР стал оказывать с 1928 года, организовав сбор денежных средств для Биробиджанского национального района.

В том же 1928 году 12 бывших учащихся еврейской агрошколы из Белоруссии организовали коммуну "ИКОР". Но по-настоящему международной она становится с 1931 года, когда сюда прибыло 26 добровольцев из США, 43 - из Аргентины, трое - из Польши, девять - из Германии, пять из Румынии - всего 86 человек. Просилось в коммуну намного больше, но жилья для переселенцев не хватало.

Организаторы коммуны мечтали создать большой агроиндустриальный городок. Для его строительства от американского ИКОРа в 1931-1932 годах прислали лесопильную раму, две бетономешалки, оборудование для деревообделочной мастерской, столярные и слесарные инструменты, 15 тысяч метров толи, гвозди. Также были присланы электростанция, трактор, шпалорезка, три нефтяных двигателя. В 1933 году "ИКОР-Соцгородок" получил из США экскаватор, грузовики и моторы.

Задача ставилась масштабная - довести число коммунаров до пяти тысяч человек, а саму коммуну превратить, как писалось в документах, "в высококультурное огородно-оранжерейное и молочно-свиноводческое хозяйство". Фермы в коммуне построили, но до высококультурных им было пока далеко.

В 1933 году из-за неурожая в "ИКОРе" начался голод, часть людей начала покидать коммуну. Остались самые стойкие. И уже в середине 30-х годов коммуна, которая стала называться колхозом, была признана одним из лучших коллективных хозяйств Дальневосточного края.

Газета "Биробиджанская звезда"  писала  в 1935 году: "Колхоз "ИКОР" еще до прошлого года был слабым хозяйством, с 1935 года он стал быстро развиваться. Теперь в колхозе уже есть две животноводческие рентабельные фермы. Особенно хорошо работает молочная ферма. Не в пример прошлым годам переселенцы закрепляются, прибывают новые, возвращаются и некоторые из тех, кто оставил в свое время колхоз.

Для новых переселенцев строится 20 домов. Все колхозники уже начинают пожинать плоды своего труда, они стали на путь зажиточной жизни. Бывшие местечковые обыватели, в большинстве - мелкие ремесленники, теперь примерные мастера колхозных полей, хорошие животноводы. Вот заведующий молочной фермой тов. Ротберг. За прошлый год он выработал 800 трудодней и получил 100 пудов хлеба, 4 тонны картофеля, одну тонну овощей, 2500 рублей деньгами. Со своего огорода Ротберг собрал 2 тонны картофеля и других овощей. У него хорошая квартира, поросята, корова, птица. И таких зажиточных колхозников, как в "ИКОРе", немало".sel-2

Дальше в статье рассказывалось о переселенце из Америки Ковале, который "соединяет американскую деловитость с широким размахом социалистического труда". Приводился пример, как Коваль отремонтировал телятник и амбар за срок, отведенный для работы трех плотников.

Говорилось в статье и о председателе "ИКОРа" Иосифе Форере, приехавшем в область из Аргентины.

"Живет семья Форера культурно и зажиточно. У них хорошее большое индивидуальное хозяйство - корова, поросята, птица, большой огород. Он и его жена - ударники колхозных полей, участники областного слета стахановцев.

За время, что Форер руководит колхозом, там построены школа, детские площадки, организована библиотека. Вскоре будет проведено радио.

Заканчивалась статья так: "ИКОР" - один из молодых колхозов Еврейской автономной области. Еще нужно много и упорно работать, чтобы сделать его образцовым".

А вот как описывал увиденное в Соцгородке писатель Сальвадор Боржес:

"...Далеко растянулась широкая улица с двумя рядами новых деревянных домов. Позади этих домов - вымазанные и побеленные придворные усадьбы. Десять месяцев назад, когда я был в колхозе, на улице стояло 10 домов, а теперь их здесь уже четыре десятка. Я вижу новый выросший поселок в тайге и далеко в поле - большой колодец с башенкой.

- Вы все-таки нашли мой дом, - говорит председатель колхоза Форер, и веселая улыбка озаряет его лицо. - Не правда ли, колхоз наш изменил свой облик?

- Да, изменил. Большой поселок.

- Большой, - соглашается председатель. - Улица тянется на километр длиной. Сейчас мы приступаем к завершению строительного плана - построим еще 5 домов. В 1938 году в колхозе будет жить 100 семей..."

Планам и мечтам председателя осуществиться не пришлось. В 1937 году Иосиф Форер уехал по делам в Биробиджан и оттуда уже не вернулся - был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и осужден на 10 лет лагерей. Свой срок Форер не дотянул - умер в мае 1946 года. Но родные узнали об этом лишь через пятнадцать лет.

Когда начались массовые репрессии, часть икоровцев покинула Соцгородок. Но не пострадали лишь те из них, кто успел вернуться в свои страны. А кто не успел...

К 1940 году в поселке закрыли еврейскую среднюю школу, так как в ней просто некому стало учиться.

В книге Давида Вайсермана "Биробиджан: мечты и трагедия" опубликованы воспоминания нескольких очевидцев тех событий, которых, к сожалению, не осталось в живых. Анатолий Подольский был подростком, когда начались репрессии.

"2 мая 1933 года наша семья приехала жить в "ИКОР", - рассказывает он. - Хорошо запомнил многих людей - Левинзона, например, - красивого, высокого и статного мужчину. Вообще в "ИКОРе"все были как на подбор - высокие, стройные молодые люди. Особенно хотелось бы выделить двух икоровцев, приехавших из США, - Пумштейна и Эдмина - это были веселые жизнерадостные люди. Эдмин был вообще душой коммуны... Работал он и заведующим складом, и ночным сторожем. Его можно было увидеть на корчевании и уборке сои...

В 1938 году Эдмин неожиданно уехал из Соцгородка. Но вскоре был арестован и отсидел 15 лет. Были репрессированы выходцы из Аргентины Ича Лерер и Арон Шнур, а их семьи выслали в Сибирь. Арестовали единственного в колхозе ветврача - эмигранта из Польши Треновского и водителя Цанге, приехавшего из Германии.

Софья Моисеевна Неудачина тоже вспоминает о бывших икоровцах - Михаиле Шлафите (Румыния), Элизавет и Митчеле Беккер, братьях Коваль (США), учителях местной школы Левине и Вайсере. Все они были отправлены на Колыму и в другие лагеря.

Был расстрелян Шимон Горенштейн, приехавший строить новую жизнь в СССР из Польши. Аресты шли и ночью, и днем, когда  забирали икоровцев прямо на рабочих местах. sel-1

В изданной недавно Книге Памяти жертв политических репрессий есть и фамилии невинно пострадавших жителей Соцгородка. А колхоза, с которого начиналась жизнь этого поселка, перед войной не стало - сначала его переименовали в колхоз имени ХVIII партсъезда, а потом присоединили к соседнему колхозу из села Даниловки. Житель этого села Анатолий Костял вспоминает, как его дед, Григорий Костял, будучи председателем колхоза, дружил с икоровцами.

- Колхоз им много помогал - ведь большинство приехавших не знали сельского труда. Когда начались репрессии, деду посоветовали прекратить отношения с "врагами народа". Тем не менее и он не избежал ареста - кто-то донес, что они с бригадиром Бондарем разбазаривают колхозное добро. После нескольких месяцев допросов и отсидки деда освободили, а Бондаря расстреляли.

В  1939 году в Соцгородке появилась промартель им.Чкалова, но еврейских переселенцев там почти не было. До войны в поселке осталось чуть больше ста человек.

В 50-е годы поселок снова начал развиваться, здесь был построен большой мебельный цех Тунгусского ДОКа, а затем подсобное хозяйство. К 1960 году население поселка составляло около пятисот человек.

Изучая сведения о Соцгородке, заглянула в энциклопедический словарь ЕАО. Там поселку отвели всего пять строчек - вдвое меньше, чем птице сороке. Даже даты его образования составители не удосужились указать.

Сейчас в Соцгородке проживает немногим более ста человек - как и до войны. Самые известные его жители - Елена Федоровна Демидова и Анатолий Михайлович Матиевский, владельцы крупных личных подсобных хозяйств. Когда по итогам прошлого сельскохозяйственного года лучших крестьян ЕАО награждали Почетными грамотами и Благодарственными письмами Министерства сельского хозяйства России, были в списке награжденных и их фамилии. Впервые так высоко отметили труд крепких хозяев собственного подворья. Время поменяло приоритеты, и мечта коммунаров ИКОРа - создать высококультурное коллективное хозяйство, построить социалистический агрогород с пятью тысячами счастливых людей - так и осталась мечтой.

Ссылка: Агрогород, оставшийся мечтой - Биробиджанер Штерн - 70(14263) 14.12.2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий