Страницы

четверг, 21 ноября 2013 г.

Наши на Первой мировой: герой, награждённый Георгиевским оружием, расстрелян в 1937 году

Марина Кочнева
Опубликовано на сайте Алтапресс.ру 21 ноября 2013 года

В августе 2014 года исполнится 100 лет с начала Первой мировой войны. На фронты этой забытой войны с территории Алтайского округа было мобилизовано около 400 тысяч человек. А что мы знаем сегодня о судьбе наших земляков? Даже о том, сколько солдат не вернулось с той войны, неизвестно. В рубрике "Наши на первой мировой войне" мы публикуем фотографии и истории о воинах первой мировой, размышления о том, как лучше сохранить память о героях. Дороги даже самые маленькие фрагменты.

Виктор Михайлович с мамой Александрой Тихоновной, сестрой Надеждой Михайловной Энкевич и ее дочерью Ниной. Фото: предоставлено правнучкой Курковского Галиной Ларионовой (Новосибирск).
Информацию о Викторе Михайловиче Курковском мы получили от исследователя военной истории Андрея Краснощекова.

Виктор Курковский родился 6(19) марта 1888 года в городе Каркаралы Семипалатинской области. Сын офицера, погибшего смертью храбрых при обороне Порт-Артура в Русско-японскую войну.

Вот что сообщается о его отце в архивной сводке:

Курковский Михаил Александрович (1857-1904). Из семьи чиновника Александра Антоновича Курковского, в 60-е годы XIX века служившего губернским архивариусом Тобольского губернского правления в чине титулярного советника. Окончил Омскую военную прогимназию и Иркутское юнкерское училище (1879 год). В 1904 году капитан 16-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, погиб смертью храбрых при обороне Порт-Артура 26 июля 1904 года.

В электронной книге "Порт-Артур. Воспоминания участников" полковник П. Ефимович вспоминает:
22 июля японцы открыли огонь по самой крепости Порт-Артур, сначала из двух 6-дюймовых орудий, которые стояли глубоко в их расположении против нашего правого фланга, а 25 июля начали усиленную бомбардировку позиций Дагушана и Сагушана. На обеих этих горах с нашей стороны было два батальона и 3 охотничьих команды, уже совершенно потрепанных в предыдущих боях, и на самой позиции 8 пушек.
Японцы же только одну гору Дагушан атаковали в составе целой 11-й дивизии. А каково было сопротивление наших частей, достаточно будет сказать, что когда японцы, использовав мертвое пространство, в 7 час. вечера 26 июля хлынули густыми массами на правый фланг Дагушана и хотели отрезать остальные части, то 10 рота 16 полка под командой капитанов Верховского и Курковского одна бросилась в атаку на охватившие фланг два полка японцев в штыки и легла в этом неравном бою до последнего человека.

Капитан Курковский и 138 стрелков были убиты, но задача исполнена. Японцы, видя нечеловеческое упорство, отхлынули назад, и остальные роты успели отойти, унося с собой оставшихся в живых израненных стрелков и ее командира.

Предположительно, после гибели Михаила Александровича его семья (жена Анна Тихоновна с дочерью Надеждой Михайловной Энкевич, муж которой Михаил Иванович Энкевич, поручик 16 Восточно-Сибирского стрелкового полка, также погиб в Потр-Артуре), переехали в Барнаул, где проживал младший брат Михаила Александровича - Курковский Петр Александрович, служащий землеустройства Алтайского округа. Виктор в это время был кадетом Хабаровского кадетского корпуса.В 1906 году после окончания Хабаровского кадетского корпуса, Виктор Михайлович поступил в Михайловское артиллерийское училище в Петербурге, которое окончил по первому разряду в 1909 году и был произведен в подпоручики с назначением на службу в 6 Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду в Хабаровск (с 1910 года – 6 Сибирская стрелковая артиллерийская бригада). В том же году он женился на жительнице Барнаула Татьяне Васильевне Ермушкевич, дочери сослуживца Петра Александровича Курковского, топографа Алтайского округа, коллежского асессора Василия Осиповича Ермушкевича.

В 1910 году у Виктора Михайловича и Татьяны Васильевны родилась дочь Евгения, в 1912 году - Елена, а в 1916 году – Галина.

В 1911 году Курковский был произведен в поручики. В Первую мировую войну в составе бригады воевал на Юго-Западном фронте. Высочайшим Приказом от 24 декабря 1916 года за отличие во время летнего наступления 1916 года (вошедшего в историю как "Брусиловский прорыв") был награжден Георгиевским оружием.

Вот как рассказывается в документах о его подвиге:
В бою 3 Июля 1916 года, в районе колонии Шклин-Вильгельминовка, будучи в чине Штабс-Капитана, временно командующим 5 батареей названной бригады, находясь на наблюдательном пункте в передовых цепях 3 батальона 24 Сибирского стрелкового полка, под сильным артиллерийским и ружейным огнем корректировал стрельбу своих орудий по проволочным заграждениям и окопам противника и сильным повреждением их много способствовал прорыву австрийской позиции нашей пехотой, а когда последняя, развивая достигнутый успех и преследуя понесшего поражение и отступившего врага, была встречена сильной контр-атакой германцев у колонии Ковбань, командуя взводом из двух орудий той же батареи, выехал под ожесточенным обстрелом, в расстоянии 300-400 шагов от нашей пехоты, на позицию и, лично корректируя огонь взвода из передовых цепей, принудил противника приостановить контр-атаку, что было использовано нашей пехотой, которая решительным наступлением отбросила германцев.
Виктор Михайлович имел также орден Святого Владимира четвертой степени с мечами и бантом и другие награды. Последний чин в старой армии – капитан. Командовал батареей, в конце 1917 года выбран солдатами командиром второго дивизиона бригады. Оставался на позициях до заключения Брестского мира. 5 марта 1918 года вместе с орудиями и другим имуществом дивизиона отправился в тыл, вывезя его из зоны германской оккупации. Добравшись до Челябинска, сдал орудия и другое имущество представителям советской власти, после чего отправился дальше в Хабаровск, к месту прежней стоянки бригады. Сдав в Хабаровске оставшееся имущество, он выехал в Барнаул, куда во время Первой мировой войны вернулась его семья.

В августе 1918 года Курковский как офицер был мобилизован в белую армию. В армии адмирала Колчака он командовал батареей первого Средне-Сибирского легкого артиллерийского дивизиона, который формировался в Томске и в марте 1919 года был переброшен на фронт под Пермь. С августа 1919 года командовал артиллерийским дивизионом. В ноябре 1919 года, возвращаясь из служебной командировки в Томск, на станции Тайга заболел тифом. До апреля 1920 года находился на лечении в госпитале в Томске. По выздоровлении был мобилизован уже в Красную армию и служил командиром полубатареи на трех артиллерийсих командных курсах в Барнауле. Из-за осложнения после тифа в ноябре 1920 года врачебной комиссией при Алтайском губвоенкомате признан негодным к военной службе и 5 ноября 1920 года уволен из армии.

До начала 30-х годов герой первой мировой жил с семьей в Барнауле. В 1921-1923 годах служил в Барнаульской заготовительной конторе, в 1923-1924 годах – счетоводом в транспортной артели возчиков, в 1924 году – в Алтайсоюзе. С сентября 1924 года работал землемером-производителем землеустроительных работ в Барнаульском окружном земельном управлении. В 1929 году лишен избирательных прав и "вычищен" со службы как "антисоветский элемент".

В начале 30-х годов переехал в Новосибирск, где в 1931 году арестовывался органами ОГПУ, но вскоре был отпущен. В 1937 году работал в Новосибирске топографом Геоплантреста. 4 августа 1937 года повторно арестован органами НКВД по сфабрикованному делу контрреволюционной "кадетско-монархической организации". Постановлением тройки УНКВД по Запсибкраю от 25 августа 1937 года осужден по ст. 58-2-11 к расстрелу, расстрелян 1 сентября 1937 года. В 1957 году реабилитирован.

1 комментарий:

  1. Поручик 16 Восточно-Сибирского стрелкового полка, погибший в Порт-Артуре, носил фамилию ЭнкОвич - Энкович Михаил Иванович, его супруга, сестра Виктора Михайловича Курковского - ЭнкОвич Надежда Михайловна.

    Ларионова Г.А., правнучка Курковского В.М.

    ОтветитьУдалить