Страницы

суббота, 9 июля 2011 г.

Как евреев "вычищали" с производства

Иосиф Тельман,
кандидат исторических наук, Нешер
9 июля 2011

 
Старая метла по-новому помела

Преследование евреев, чистка от них охватила буквально все сферы. Сегодня мы расскажем о том, как эта чистка осуществлялась на производстве, в первую очередь, затронув "директорский корпус".
Исаак Зальцман

С разгромом германского фашизма национальная драма евреев не завершилась. Конечно, самые страшные страницы были перевернуты, однако послевоенные годы принесли новые страдания еврейскому народу. Новые беды обрушились на евреев, живших в СССР, в стране, внесшей решающий вклад в победу над гитлеровской Германией. Антисемитизм, который и раньше давал себя знать, стал, по сути, государственной политикой.

До войны, и особенно во время войны, было много евреев - директоров военных и других предприятий, заслуги которых были отмечены самыми высокими наградами. После войны евреев-директоров стали изгонять, нередко заменяя их малокомпетентными людьми, у которых было единственное преимущество - у них с 5-м пунктом было все в порядке. Однако чистка затронула не только директоров, но и инженерно-технических работников. Евреев перестали принимать на работу, часто даже в качестве рабочих. Следует подчеркнуть, что все эти чистки проходили под руководством партийных функционеров и при самом активном участии органов госбезопасности. Характерный пример - так называемое "дело ЗИСа".

На Московском автозаводе имени Сталина директором был Лихачев. С национальностью у него было все в порядке. Но на предприятии было много евреев-инженеров, в том числе на руководящих постах. Все они были опытными специалистами, хорошо зарекомендовавшими себя многолетней работой на производстве. Но они не чуждались еврейской культуры. Устраивали коллективное посещение театра Михоэлса, на похороны которого в январе 1948 года евреи автозавода направили свою делегацию. В мае того же года группа инженеров и рабочих предприятия послала в Еврейский антифашистский комитет телеграмму:

"От глубины души приветствуем образование Государства Израиль. Еврейский народ, наряду со всеми другими народами, имеет полное право на независимое и свободное развитие".

Организатором таких акций был помощник директора завода Арон Эйдинов, у которого были самые доверительные отношения с директором Лихачевым. Конечно, евреи часто вели разговоры на еврейские темы, высказывали при этом радость в связи с образованием государства Израиль. Все эти разговоры фиксировались, и стукачи о них сообщали МГБ.

Министр госбезопасности СССР Абакумов отправил на самый верх докладную записку о засилье евреев и бурной деятельности сионистов на автозаводе имени Сталина. В ней шеф чекистов предлагал самые решительные и суровые меры. Сталин отдал приказ МГБ действовать. Первым арестовали 18 марта 1950 года Эйдинова. Потом в течение нескольких месяцев на Лубянке оказались 48 работников ЗИСа, в том числе 42 еврея. Среди них начальник производства П.Мостославский, главный конструктор завода Б.Фиттерман, начальник производственно-диспетчерского отдела А.Шмидт, начальник отдела труда и зарплаты В.Лисович и др. Их допрашивали, применяя пытки. Особенно терзали Эйдинова, которого объявили главарем националистов. Его приговорили к расстрелу. Казнили также Мостославского, Шмидта, Персина, Фиттермана, Самородницкого, Финкельштейна, Кляцкина, Блюмкина. Остальных осудили на длительные сроки тюремного заключения. Лихачева вызвали на заседание Бюро Совета министров СССР. Его обвинили в том, что он окружил себя евреями, выдвигал их и продвигал. Тем самым содействовал образованию на предприятии националистической вредительской организации. Услышав все это, директор упал в обморок. Его откачали и отправили домой. Для Лихачева все это закончилось снятием с работы. (См. Г.Костырченко "В плену у красного фараона", М, "Международные отношения", 1994).

События на ЗИСе послужили как бы сигналом. В работах московского историка профессора Г.Костырченко на конкретных фактах показано как антисемиты действовали во всех сферах, включая производство, осуществляя гонения на евреев. Костырченко пишет, что Сталин избрал автомобилестроение, этот символ тогда научно-технического прогресса, чтобы преподать советскому еврейству жестокий урок новой национально-кадровой политики. Гонения на евреев начались буквально на всех предприятиях этой отрасли промышленности.

Директора Московского завода малолитражных автомобилей А.М.Баранова с позором уволили. Его обвинили в том, что он с 1919 года скрывал свою национальность и "незаконно" именовал себя вместо Абрама Моисеевича Алексеем Михайловичем. Одновременно с этого предприятия уволили и других евреев, которые и не думали скрывать свою национальность. Такая же участь постигла и Арона Окуня - директора карбюраторного завода в Ленинграде.

На Первом подшипниковом заводе - ведущем предприятии министерства автотракторной промышленности - в результате чистки были изгнаны евреи, а вслед за ними директор завода П.Суков за "попустительство бывшим бундовцам".

В марте 1950 года был уволен главный инженер Ярославского автозавода Лившиц за то, что перейдя в 1945 году на это предприятие с Ульяновского автозавода, он перетащил оттуда ряд специалистов-евреев, которые входили в "националистическую троцкистскую группу". В итоге и Лившиц, и привезенные им специалисты были арестованы. В Ульяновске областное управление МГБ арестовало 10 работников завода (все евреи) якобы за националистическую деятельность.

Яков Юсим был опытнейшим хозяйственником. С 1937 года он руководил 1-м Московским подшипниковым заводом имени Кагановича. В 1941 г. организовал эвакуацию предприятия в Куйбышев и там, буквально на голом месте, создал новый завод. После войны 4-й ГПЗ постоянно выполнял план и считался в отрасли образцовым предприятием. В 1948 году в Куйбышеве была издана книга А.Ивича (И.Бернштейна) "Второе рождение", в которой рассказывалось о достижениях завода под руководством Юсима. В следующем году эта книга была переработана и дополнена и была выпущена в Москве издательством "Профиздат". Юсим забыл важное для евреев правило периода развитого антисемитизма "не высовывайся". Еврей-журналист прославлял еврея-директора. На Юсима навалился отдел машиностроения ЦК. Для заместителя заведующего этим отделом Сербина, ярого антисемита, эта книга стала как красная тряпка для быка. Юсима обвинили в нарушении партийного принципа подбора кадров. В итоге 17 евреев были уволены с завода. Юсим же тогда удержался, отделался выговором по партийной линии. У него нашлись сильные защитники, к тому же не могли подобрать ему сразу замену. Его потом добил Сербин, которого Сталин сделал заведующим отделом, по-видимому, отметив его заслуги в борьбе с евреями. Впоследствии Сербин многие годы заведовал отделом оборонной промышленности ЦК - при Хрущеве и при Брежневе.

* * *

Директор Кировского тракторного завода в Челябинске Исаак Зальцман был крупным и известным в стране организатором производства. Во время войны он занимал пост наркома танковой промышленности и к нему, вроде, неплохо относился Сталин.

Секретарь парткома завода А.Зверев был ярым антисемитом. Обычный партийный чиновник, не очень разбиравшийся в производстве, но поднаторевший в интригах. Когда его попытки давать указания директору предприятия потерпели неудачу, он решил поквитаться. Зверев направил письмо на имя Сталина, в котором обвинил Зальцмана в порочных методах руководства, игнорировании парткома и коммунистов завода. После некоторой заминки в ЦК решили создать комиссию для проверки фактов, изложенных в письме. Зальцман до войны работал в Ленинграде директором знаменитого Кировского завода. Естественно, что он хорошо знал многих руководителей области и города. И в связи с возникшим тогда "ленинградским делом" Маленков и другие функционеры решили использовать Зальцмана как источник компромата против Кузнецова, Попкова и других арестованных по этому делу. В июне 1949 года Зальцмана вызвали на заседание Комиссии партийного контроля при ЦК. Присутствовали Маленков и Суслов. Вел заседание. Шкирятов. Открыв заседание по итогам проверки Челябинского Кировского завода, он заявил:

"Партия доверяла товарищу Зальцману, выдвигала его на высокие посты, но он не оправдал ее доверия. На ЧТЗ вскрыта масса недостатков, ответственность за которые несет товарищ Зальцман".

Затем обращаясь к Исааку Моисеевичу, изрек:

"В бывшем ленинградском руководстве оказались враги народа. Ты многих знаешь, поэтому должен помочь нам и написать, что тебе известно о их преступных замыслах и действиях".

Однако Исаак Моисеевич проявил мужество и отказался выступить в роли доносчика. От него так и не дождались показаний против руководителей Ленинграда. Репрессии против "излишне принципиального и неуступчивого директора" были предприняты сразу же. Сталину была направлена докладная записка "Об антипартийном поведении директора Кировского Челябинского завода т. Зальцмана". В ней, наряду с прежними, были включены новые обвинения, связанные с его еврейским происхождением. В этом документе указывалось, что он нарушает партийные принципы при подборе кадров, отдает предпочтение своим соплеменникам. Были приведены специально подобранные факты в подтверждение этого. Так, главным металлургом завода назначен Я.Гольдштейн, который происходит из семьи крупного горнопромышленника, заместитель начальника производства А.Белкин - сын фабриканта, его родной брат и другие родственники проживают в США, экономист Юдилович - уроженец Польши, его брат арестован НКВД, и т.д.

Принимается постановление Политбюро, подписанное Сталиным. Зальцмана освобождают от должности директора завода. Его судьбу решал Сталин.

- С чего он начинал? - спросил вождь у Маленкова. - Мастером. Вот и пошлите его опять работать мастером. С него хватит.

Исаак Моисеевич еще легко отделался. Он считал впоследствии, что его спасло то, что он в свое время преподнес Сталину подарок - письменный прибор в виде танка и артиллерийских орудий. Этот прибор Иосифу Виссарионовичу очень понравился и, возможно, спас директора завода.

* * *

Чистка евреев интенсивно проводилась и в структурах управления производством - в министерствах, главках, объединениях. В ее проведении активно помогала "антисемитская общественность". Вдохновляемые гонениями на евреев антисемиты из числа рабочих и служащих, предвкушая появление новых вакансий, требовали ужесточить чистки. Так, спрятавшись за анонимкой "беспартийные большевики" с Уральского автозавода им. Сталина (УралЗИС) в Миассе, послали донос в ЦК. Прикрываясь громкими словами о патриотизме, они писали:

"Социализм находится в опасности, так как все руководящие должности заняты евреями, а они устремили все взоры на Уолл-стрит и предадут нас в грядущей схватке с империализмом. Народ возмущен и негодует. Киль (зам. начальника главного управления автозаводов министерства автотракторной промышленности) превратил наш главк в еврейский главк. Когда же Русь освободится от евреев?".

На этот звериный вопль антисемитов ЦК оперативно отреагировал. Послал ответственного контролера Комиссии партконтроля. Не успел тот доехать до места, как областные власти уволили с завода руководящих работников Зака, Ганелина, Геллера и др. После его отъезда уволили главного конструктора Айзенберга и "утратившего большевистскую бдительность" директора Синицына, которого перевели на другое предприятие. В аппарате министерства автотракторной промышленности была проведена массовая чистка. Большинство евреев уволили, в том числе заместителя министра Когана, некоторые были арестованы.

В мае 1950 года Политбюро приняло решение - "О недостатках и ошибках в работе с кадрами в министерстве автотракторной промышленности", в котором руководство министерства прямо обвинялось в провале работы с кадрами. Однако на этом дело не закончилось. По указанию Сталина секретариат ЦК направил всем парткомам секретную директиву о политике партии при подборе и расстановке кадров. Первый вариант этой директивы, подготовленный Сусловым и его аппаратом пропаганды, Сталин забраковал. Там все вещи были названы своими именами, евреи евреями. Представленный вариант как открыто антисемитский вождь раскритиковал. Утвердил вариант, в котором евреи вообще не упоминались, но так подразумевались, что партчиновникам все было абсолютно понятно. К тому же, там содержались ссылки на постановление Политбюро о работе с кадрами в министерстве автомобильной и тракторной промышленности. Нельзя не согласиться с Г.Костырченко, который пишет, что эта директива знаменовала собой "кульминацию кадровой "прополки", активно проводившейся Сталиным с начала 1949 года, и теперь вступившая в новую, наиболее активную фазу".

Повальной чисткой после войны были охвачены все отрасли оборонной промышленности. Возьмем, например, авиационную промышленность. Здесь начали чистку с Московского авиазавода номер 339. Директора завода И.Штейнберга арестовали, жестоко пытали, обвинили в шпионаже. Евреев, работавших на предприятии уволили.

"Чистильщики" свирепствовали в колыбели отечественного авиастроения - Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н.Жуковского - ЦАГИ. Сюда прислали в мае 1950 года комиссию ЦК, которая пришла к такому выводу:

"На ряде важнейших участков ЦАГИ находятся люди, которых по политическим соображениям следовало бы заменить. Они группируют вокруг себя лиц одной национальности, протаскивают "своих людей" на руководящие должности".

Комиссия направила Маленкову список работников института, подлежащих немедленному увольнению. Список, как нетрудно догадаться, состоял из евреев и насчитывал около 60 человек. В первую очередь изгонялись евреи, которые имели родственников за рубежом, особенно в США.

Такие же проскрипционные списки составлялись в других научно-исследовательских институтах отрасли. Так, из института авиаматериалов, изгнали 18 человек. В том числе, заведующих лабораториями, опытнейших специалистов. Из научно-исследовательского института реактивной авиации изгнали всех евреев, включая заместителя начальника института по науке Г.Абрамовича.

Одного за другим увольняли директоров авиазаводов. При этом никакие заслуги в прошлом не принимались во внимание. Все эти заслуги перечеркивались 5-й графой - "еврей".

И.Левин в течение 10 лет руководил саратовским авиазаводом номер 292. Этот завод во время войны в сложнейших условиях работал бесперебойно, выпускал истребители конструкции Яковлева. 23 июня 1943 г. немецкая авиация почти полностью разрушила это предприятие. За годы войны в отрасли не было другого завода, который бы так пострадал от бомбежки. Несмотря на это, спустя три месяца после налета завод был восстановлен и давал ежедневно такое же количество самолетов, как и прежде.

Был смещен и директор авиамоторного завода номер 24 в Куйбышеве М.Жезлов, который зарекомендовал себя как опытнейший хозяйственник, много лет руководивший предприятием. Его обвинили в "засоренности кадров" и... что он в 1918 году выступал против заключения Брестского мира. Были сняты директоры предприятий Выштынецкий и Соломонович.

Завод номер 30 Минавиапрома (ныне Московское авиационное объединение имени Дементьева) - старейшее авиапредприятие России. Здесь к весне 1951 года были уволены 73 человека, включая главного инженера Н.Шапиро. Все - евреи, и для каждого нашли какой-то повод. Ни одному не сказали, что он не подошел по 5-му пункту.

Чистку с участием МГБ провели и в самом штабе отрасли - в министерстве. Арестовали начальника финансового управления И.Хавина. МГБ пыталось сфабриковать сионистский заговор в министерстве авиапромышленности во главе с Хавиным, который в 1919 году состоял в Бунде. Но Хавин держался стойко, все отрицал, никого не назвал. Фабриковать заговор из одного руководителя не имело смысла. Хавин был осужден Особым совещанием к 10 годам "за участие в антисоветской организации и вредительство в авиапромышленности".

Тех, кто был воистину незаменим, не трогали. Они продолжали успешно работать, в том числе такие выдающиеся специалисты, как авиаконструкторы Гуревич и Лавочкин, руководитель первого в стране конструкторского бюро по вертолетам Миль и некоторые другие.

* * *

Мы взяли только две отрасли - автотракторную и авиационную промышленность и на их примере попытались показать, как шло фронтальное наступление на евреев, особенно тех, кто добился признания и занимал руководящие должности. Но этот процесс изгнания евреев был развернут повсеместно. Евреев изгоняли не только с руководящих постов, а зачастую и с самых рядовых и неприметных и только за то, что они евреи.

В конце 40-х годов оказались не у дел руководители крупных артиллерийских заводов, отмеченные в период войны самыми высокими правительственными наградами - Быховский, Фрадкин, Хазанов, главный инженер Олевский и многие другие. Из министерства вооружений и предприятий этого ведомства за очень редким исключением вытеснили всех, у кого не в порядке было с 5-м пунктом.

Процесс вытеснения евреев протекал во всех отраслях экономики - судостроении, станкостроении, электропромышленности, машиностроении, легкой и пищевой промышленности, на транспорте.

Однако Советский Союз все же не Третий рейх. Администрация, изгоняя евреев, не имела права ссылаться на "пятый пункт", он не мог служить официальной причиной при даже массовых увольнениях евреев. Следовало называть такие причины как недостаток старания на работе, даже на наличие родственников за границей, но ни в коем случае на еврейское происхождение. Если же некоторые начальники, отбросив лицемерный камуфляж действовали открыто, то это квалифицировалось как провокация и таких начальников часто самих убирали. Так, например, когда в начале 1952 года на Одесском судоремонтном заводе имени Марти уволили сразу 26 руководящих работников с одним единственным объяснением, что они евреи. Транспортный отдел ЦК предложил немедленно снять с должностей инициаторов этой акции - директора завода и секретаря парткома.

Заместитель заведующего отделом пропаганды ЦК профессор Федор Головенченко - человек примитивный и мелкий, дремучий, хотя считался крупным специалистом по Достоевскому. Он был одним из руководителей и дирижеров кампании борьбы с "безродными космополитами". Выступая на одном из собраний, Головенченко заявил:

"Вот мы говорим - космополитизм. А что это такое, если сказать по-простому, по-рабочему? Это значит, что всякие Мойши и Абрамы захотели занять наши места".

Этим выступлением карьера профессора и завершилась. Сталин приказал выгнать его из ЦК и отправить обратно - на научную работу. (См. Аркадий Ваксберг. "Сталин против евреев", Нью-Йорк, "Либерти", 1995).

В мае 1950 года министр промышленности строительных материалов СССР Семен Гинзбург был смещен со своего поста. Правда, через месяц он получил новое назначение - заместителем министра строительства предприятий машиностроения.

Сменивший Гинзбурга новый министр П.Юдин сразу же направил в ЦК свои предложения по полному обновлению руководящего состава, принятого на работу его предшественником. Конечно, не трудно догадаться, что в этом списке в основном были евреи. Были уволены заместитель министра Рыхлецкий, начальники главков и управлений Ференс, Лукацкий, Данюшевский и др.

И вдруг произошло что-то немыслимое, во всяком случае, труднообъяснимое. Юдин перед тем, как сменить Гинзбурга, был министром строительства предприятий тяжелой индустрии. Так вот, его преемником на этом посту стал неожиданно для всех Давид Райзер. Вот и разберись в логике Сталина. Геннадий Костырченко считает, что Райзеру составил протекцию министр металлургической промышленности Тевосян, у которого он работал заместителем.

Нам представляется, что это не совсем так. Вполне можно предположить следующее. Сталин, который развязал в стране антисемитские кампании, лишил тысячи евреев средств существования, обрушил жестокие репрессии на многих из них, тем не менее, не хотел, чтобы его считали антисемитом. Ну кто скажет, что вождь антисемит, если только что он назначил еврея Райзера министром. Есть еще Лазарь Каганович, который много лет входит в Политбюро. Был еще Лев Мехлис - министр госконтроля. Вот к ним добавился "свежий" министр Райзер. Все они "погоды не делали", в том числе и Каганович. Но их присутствие вблизи вождя должно было опровергать "сплетни", что Сталин-антисемит.

Сталин воспользовался обсуждением в Кремле - в относительно узком, но вполне достаточном, чтобы молва разлетелась, составе при обсуждении кандидатов на очередную Сталинскую премию. Константин Симонов, присутствовавший на этом заседании, рассказывал:

"Среди соискателей был чистокровно русский писатель Орест Мальцев. Однако его подлинная фамилия - Ровинский - очень смахивала на еврейскую. Это и заставило хитрого Ореста избрать себе псевдоним. В списке кандидатов была указана и подлинная фамилия автора, и его литературное имя. Вот это и дало Сталину счастливый повод высказаться на больную тему.

- Почему Мальцев, а в скобках стоит Ровинский? В чем дело? До каких пор это будет продолжаться? Зачем пишется двойная фамилия? Видимо, кому-то приятно подчеркнуть, что у этого человека двойная фамилия, подчеркнуть, что это еврей. Зачем это подчеркивать? Зачем насаждать антисемитизм? Кому это надо?..

Сталин "сыграл" в тот вечер перед нами спектакль, дав нам понять, то, что нам не нравится, исходит от кого угодно, но только не от него самого". (См. К.Симонов "Глазами человека моего поколения" М., из-во "Правда", 1990).

Многие евреи верили, что "Сталин ничего не знает, что Сталин ни при чем". В искусстве демагогии с "вождем советского народа" вряд ли кто мог сравниться.

А грандиозная сталинская метла вычищала отовсюду евреев, которых часто всех подряд считала сионистами и американскими агентами.

Большинство трудоспособного еврейского населения было занято в сфере материального производства. И изгнанные из этой сферы они лишались всего. Уволенного еврея-инженера, зачастую хорошего специалиста, не хотели брать на работу в другом месте даже простым рабочим. Если кому удавалось устроиться, он мог считать себя счастливчиком. Надо же было как-то жить. Даже в условиях тоталитарного сталинского режима.

* * *

После смерти Сталина антисемитизм не исчез. Правление Хрущева тоже не вызывает светлых воспоминаний современников. Исключение, наверное, составляет короткая "оттепель" и ХХ съезд, на который он пошел, переломив себя.

При Сталине Хрущев был инициатором многих гонений на евреев, чисток в Украине, на предприятиях Москвы и области. И не только на предприятиях. Он внес солидный вклад в проведение политики государственного антисемитизма. Став лидером КПСС, Никита Сергеевич сохранил верность сталинскому знамени юдофобии. Но это уже другой рассказ, ибо он в практику антисемитизма внес много нового, своего. Правда, будучи человеком не очень грамотным, теорией национального вопроса он вообще не занимался.


Ссылка: Как евреев "вычищали" с производства - МК в Израиле

Комментариев нет:

Отправить комментарий