Страницы

вторник, 22 ноября 2011 г.

Крестный отец России

Леонид Радзиховский
22 ноября 2011

Итак, «руководство РФ» приняло «политическое решение» о реабилитации поляков, убитых НКВД в 1940 году в Катыни.

В связи с этим у меня возник естественный вопрос – об осуждении убийц. Осуждении, разумеется, не «морально-политическом» (это уже сделано 100 раз), а о чисто юридическом. Если решение принимало Политбюро, то очевидно, что главный убийца – Сталин. Виновны также все члены Политбюро, которые за это решение голосовали. Ну, а далее следуют исполнители – от Берии и ниже. Ответ «выполняли приказ» не пляшет. Еще в Нюрнберге было признано, что исполнение преступных приказов – тоже преступление.

В связи с этим – три вопроса.

Первый. Все эти люди давно умерли. Зачем ворошить? «Предоставьте мертвым судить своих мертвецов».

Второй. Почему только за Катынь? Сталинский террор касался миллионов – что за «привилегия» для поляков?

Третье. Кто сегодня всем этим займется? Кому оно надо?

В сущности, важен только третий вопрос. Судить заочно – можно, это не проблема. Безусловно, не надо выделять Катынь. Есть масса абсолютно документированных преступлений – убийств невиновных людей в 1930-40е годы. Это а) преступления против человечности б) военные преступления в) преступления с точки зрения законов СССР того времени. Например, ни в каком Советском законе не говорилось о возможности массовых расстрелов «по спискам», без индивидуального следствия или же о разрешении пытать подследственных.

Итак, чисто уголовные преступления – массовые убийства – совершенно очевидны. Известны виновники – лично Сталин и его «расстрельная команда» (Молотов, Маленков, Каганович, Хрущев, Берия, Жданов, Ворошилов и т.д.). Каждый из них утверждал длинные – на тысячи имен – списки казненных, что тоже было чистейшим преступлением, даже по нормам Советского законодательства.

Вопрос один – ЗАЧЕМ?

Это – серьезный, не пустой вопрос.

Казалось бы – бесконечное ворошение, раздувание потухших углей, ковыряние в засохших ранах общества, есть просто глупость. Когда совсем уж не о чем делать ТВ-шоу, вытаскивают из рукава одну из вечно живых тем – гомосексуалисты, смертная казнь или Сталин (объединение первой и второй темы - по накалу страстей).

У серьезных людей все это вызывает брезгливое ощущение – «дешевка»! О сегодняшних событиях говорить боятся, вот и оттачивают свою храбрость, пиная самого Сталина – экие герои… И вообще, весь этот детский визг на лужайке, все споры, где, как в учебной партии в шахматы все расписано на 20 ходов («заводы – на правую чашу весов, репрессии – на левую, 41-й год – на левую чашу, 45-й год – на правую, ГУЛАГ – налево, атомная Бомба – направо и т.д. и т.п.») – все эти споры похожи на старый анекдот…

Все так – и не так.

Да, ВСЕ о Сталине и сталинизме сказано. 50 лет говорим – хватит уже. Все всё знают. Кто хочет – знает, никакие новые слова не нужны, кто не хочет – и не узнает, никакие слова не разбудят.

И вообще что, других тем нет?! Может, хватит смотреть назад? Может, пора уже думать не о том, что было, а о том, что будет?

Итальянцы не судят Муссолини, американцы – Трумэна (сбросить атомную бомбу на мирные города – это как?!), а французы – Робеспьера… И только мы… Может, еще Ивана Грозного осудим?! Гулять – так гулять!..

Но есть одна деталь.

Робеспьер, Муссолини, даже Трумэн – это прошлое. Сталин – не вполне.

Понятно, нет ничего – ни репрессий, ни «диктатуры», ни госсобственности, ни госидеологии, ни закрытой страны и т.д.

Но от сталинизма остались – и имеют ПЕРВОСТЕПЕННОЕ значение в нашей жизни – несколько вещей.

Державность – великодержавное хвастовство, тщеславие.

Милитаризм.

«Оборонное сознание» - убеждение, что мы «окружены врагами» (в основном, конечно, с Запада).

Идолопоклонничество по отношению к Государству. Несмотря на все слова (в том числе в Конституции), у нас по-прежнему не государство - для человека, а человек - для государства. Это имеет совершенно четкий практический смысл: сравните расходы на разные статьи бюджета - например, на здоровье граждан и на здоровье государства (армия, госслужба, госпрестиж и т.д.), или права поданных и «державников» - штатских, полицейских, военных чиновников.

Вся эта идеология, очень выгодная бюрократии, оправдывается, разумеется, высокой «державной демагогией». И без ВЫКОРЧЕВЫВАНИЯ этой идеологии мы свое государство не сделаем удобным и выгодным для людей. Оно так и останется полуобвалившимся, но сталинистским истуканом. Этакий коррумпированный сталинизм…

Четкий ЮРИДИЧЕСКИЙ приговор Сталину и сталинизму нужен не для «отвлечения людей» от сегодняшних проблем, а именно для РЕШЕНИЯ современных проблем. Надо раз и навсегда показать, до какого безумия, до каких преступлений доводит державная идеология – топчущая, стирающая в лагерную пыль подданных этой самой Державы во славу Державы… Ну, а сейчас их обворовывают – опять же, во славу Державы, на страх врагам.

Вот в чем и смысл приговора сталинизму. Юридический приговор этим уголовным преступникам важен, чтобы иметь возможность закончить «дурную бесконечность споров» о Сталине таком-сяком, великом, могучем, обаятельно-брутально-остроумно-зловещем («Вот хохма будет! Васька проснется – а голова в тумбочке!»). Не устраивать очередное шоу (вроде провалившегося в 1990-е годы политического суда над КПСС), а получить, наконец, четкую точку опоры, стоя на которой, можно перевернуть грязные страницы прошлого страны, избавиться от этого Крестного Отца и, что куда важнее – начать менять СЕГОДНЯШНИЙ идеологический дискурс.

И вот почему такого суда и не будет – это невыгодно бюрократии. А будут – бесконечные шоу, для «оживления экрана».

Ссылка: Крестный отец России - Актуальные комментарии

Комментариев нет:

Отправить комментарий