пятница, 27 сентября 2013 г.

Виктор Шмыров: "Нужно, чтобы посетитель не только увидел, а понял - что такое ГУЛАГ"







Ведущий: Нина Соловей


Гость: 
Виктор Шмыров, генеральный директор Мемориального центра-музея истории политических репрессии «Пермь-36»


Опубликовано на сайте 
«Эхо Москвы» в Перми 26 сентября 2013 года


Музей «Пермь-36» стал единственным в России ныне существующим мемориальным комплексом, который включён в федеральную целевую программу по увековечению жертв политических репрессий. 

Что даст это музею? Хороша ли эта новость только тем, что обеспечит поступление финансовых потоков из федерального бюджета? Насколько это важно для всего имиджа региона? Об этом поговорили с директором Мемориального центра истории политических репрессий «Пермь-36» Виктором Шмыровым.
 
ГУЛАГ федерального значения


- Эта федеральная программа по увековечению памяти жертв политических репрессий давно назревала. Инициатором ее выступило международное общество «Мемориал». В свое время она еще была передана Элле Александровне Панфиловой, когда та была председателем совета по развитию института гражданского общества. Но Элла Александровна не успела, так как оставила вскоре пост. И тогда новый полпред Михаил Александрович Федотов взялся очень активно эту программу продвигать. В итоге, в декабре 2011 года, тогда еще президент Медведев подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая называлась «По подготовке предложений, направленных на реализацию программы увековечения памяти жертв политических репрессий». А 1 декабря прошлого года уже президент Путин подписал новое распоряжение «О разработке федеральной целевой программы по увековечению памяти жертв политических репрессий». Чтобы понимать высокий статус этой программы, надо знать, что это вообще единственная программа, разрабатываемая по распоряжению президента.

"Статус рабочей группы очень высокий. Туда входят два губернатора. Виктор Басаргин, поскольку «Пермь-36» включается в эту программу изначально. И Никита Белых, который тоже хочет создать подобное нашему музею на базе «Вятлага»".  

- Тогда это можно расценивать и как политический шаг по признанию на официальном уровне, того, что репрессии советского времени имели место быть в нашей стране. Это ведь почти шаг к всеобщему покаянию…

- Да, естественною. В  рамках этой программы есть 4 направления. Мемориально-музейное, информационно-просветительское, научно-архивное и образовательное. Статус рабочей группы очень высокий. Это в основном заместители федеральных министров. Туда входят два губернатора. Виктор Фёдорович Басаргин, поскольку «Пермь-36» включается в эту программу изначально. И Никита Юрьевич Белых, который тоже хотел бы создать подобное нашему музею на базе «Вятлага», мощного лагеря ГУЛАГА в свое время. При разработке этой программы из четырёх направлений ведущим стало музейно-мемориальное. По понятным причинам. Потому что наиболее убедительное, наиболее ясное и четкое свидетельство. По этой программе предполагается « особое внимание предлагается уделить музейно-мемориальным комплексам федерального значения в Москве, Санкт-Петербурге и Пермском крае». Что касается Москвы…

- Там речь про Бутово?

- Нет, не про Бутово. Это музей прямо в самом центре Москвы, там, где размещалась военная коллегия Верховного суда. То самое учреждение, где было вынесено огромное количество расстрельных приговоров.  Питер, пока не понятно. Там предполагается два места. Но одно из них до сих пор занимает военный полигон. Сейчас решается вопрос о выделении из состава полигона этого участка. Это тоже место казни, место расстрелов и захоронений. Почему Питер и Москва, вполне понятно. Во-первых, самое большое количество жертв. Это крупнейшие города, и там расстреляли больше, чем в других городах.

- А почему Пермь?

- А Пермь, потому что есть музей «Пермь-36». Вот из трех мемориально-музейных центров, реально существует один. Те два будут создаваться практически с ноля. А «Пермь-36» будет преобразовываться в музейно-мемориальный комплекс федерального подчинения. То есть, подчинение министерству культуры Российской Федерации.


Фото с сайта perm36.ru
- Несмотря на то, что программа только разрабатывается, уже опубликованы цифры, а именно 400 млн. рублей, которые в рамках программы получит музей «Пермь-36», то естественно, у людей возникает вопрос – куда и на что они будут потрачены? Ведь, по сути, комплекс то уже есть.

- Чем будут отличаться эти комплексы один от другого. Что касается комплекса музейно-мемориального в Москве и в Питере, понятно, что они будут посвящены всем репрессиям. Начиная с 1917 года, когда была создана ВЧК. Начались сразу же репрессии политические. И вплоть…

«Перми-36» будет посвящен только одному виду репрессий - ГУЛАГу. Что такое ГУЛАГ, что такое человек в ГУЛАГе, что такое зек в ГУЛАГе... Этому и будет посвящена экспозиция музея «Пермь-36».

- До нашего времени? Или только советские репрессии рассматриваются?

- До 1987 года. Вот за этот огромный период, 70 лет, все виды репрессий, депортации, ссылки, высылки, расстрелы. И ГУЛАГ там будет занимать небольшое место. Что касается «Перми-36», он будет посвящен только одному виду репрессий - ГУЛАГу. То есть, заключению в лагеря и колонии в эпоху сталинского периода. Начиная где-то с конца 20-х годов и до 1953 – 1954 года. Вот что такое ГУЛАГ, что такое человек в ГУЛАГе, что такое зек в ГУЛАГе, этому будет посвящена экспозиция музея «Пермь-36». Да, сейчас есть здание и постройки, значительная часть которых возникла во времена сталинского ГУЛАГа. Там полно всего, там доски, которые топтали жертвы сталинских репрессий в этих бараках и других помещениях, в штрафном изоляторе. Но нужна экспозиция, нужно, чтобы посетитель не только увидел эти здания, а понял, что такое  ГУЛАГ, какое количество жертв было, чем был ГУЛАГ для нашей страны... Нужна отдельная большая серьезная экспозиция по истории и сути ГУЛАГа. Она и будет строиться. В отдельном помещении. Программа предусматривает, что кроме вот этих двух музейных зон, парка памяти жертв политических репрессий, будет построено в рамках всего этого комплекса отдельное здание достаточно большое, где будет находиться эта экспозиция. И человек, который сначала пройдет по помещениям бывшего лагеря, потом зайдет в это здание, увидит, что такое ГУЛАГ и все сам поймет.

- Наверняка, включение в эту программу подразумевает под собой то, что музей должен стать хорошим европейским центром и с удобной инфраструктурой. Особенно, когда приезжают иностранцы…

- Иностранцы – это небольшая часть наших посетителей. Не больше 3 – 4%.

- Ну, хорошо, сейчас ведь и нет такого, чтобы, например, из Кемерово приехал целый автобус туристов?

- Да, конечно. Во-первых, если будет экспозиция по истории ГУЛАГа, а мы берем ее за ориентир, то все должно быть и в плане инфраструктуры бытовой. И вот эта сумма, которая предусмотрена в концепции программы, а программа уже находится в правительстве, она уже прошла и Минфин, прошла очень внимательную обработку и в администрации президента, предполагает во всем высокий уровень. Это же еще исходит из того, что экспозицию будут делать самые лучшие фирмы, которые строят музейные экспозиции. Они будут участвовать в тендере. Кто из них выиграет, будут строить эту экспозицию.

- Вы как директор будете принимать участие в выборе?

- Конечно, мы же разрабатываем концепцию.

- Не так, что они дают денег и сами решают - что будет?

- Нет, нет, нет. Мы разрабатываем всю концепцию. Мы разрабатываем тематико-экспозиционный план, по которому будет создаваться экспозиция. Если будет такая экспозиция, то вполне понятно, что музей приобретет огромную известность. Тогда мы можем…

- Предложение родит спрос?

- Со временем поедут посетители из других городов страны. Их будет много. Самое-то главное, там будет просветительский центр в рамках новой концепции музея. Научно-просветительский центр, образовательный центр. Посетители будут понимать какую разрушительную роль ГУЛАГ сыграл в нашей истории. И все это продолжает до сих пор аукаться нам.
 
Краевой музей - значит подконтрольный?

- Конечно, мы не должны забывать о том, что этот музей находится на территории Пермского края. И без участия Пермского края, и в том числе и главы Пермского края, вряд ли удастся доказать необходимость нашего участия в этой программе. Насколько мне известно, это участие предполагает долевое финансирование в том числе. Не так, что федеральный бюджет отдает деньги, а вы там создавайте. Софинансирование должно быть со стороны края при участии Виктора Федоровича Басаргина. Правильно ли я понимаю, что 9 октября, та рабочая группа, которая будет собираться у Федотова, предполагает выступление нашего губернатора?

- Виктор Федорович является членом рабочей группы по разработке этой  федеральной целевой программы. 9 октября состоится очередное заседание рабочей группы. Насколько я понимаю, видимо, предпоследнее. Потому что программа должна быть в декабре уже готова. 9 октября будут заслушиваться два вопроса на заседании рабочей группы. Первый - это  заместитель министра культуры РФ Григорий Петрович Ивлиев будет рассказывать о том, как проходит программа через правительство, на какой стадии согласования, и какие проблемы возникают. Второй вопрос - программа развития музея «Пермь-36». Потому что он включается в эту программу, и все члены рабочей группы хотели бы знать, что сейчас есть в музее, что предполагается сделать за годы существования программы, а она на 5 лет, с 2014 по 2018 год. Будет презентация нашей программы, которую мы много лет уже всюду предлагали, видимо сейчас появляется возможность реализации этой программы. Будет докладываться, в повестке дня два докладчика по этому вопросу. Виктор Федорович Басаргин и я - содокладчик по этой же проблеме.

- Насколько я помню, были чаяния и желания нашего министерства культуры и нашего правительства, чтобы «Пермь-36» стал бюджетным краевым учреждением? Как-то эта история развивается?

- Она, к сожалению, развивается. Совершенно несвоевременно.

"Правительству Пермского края, министерству культуры Пермского края нужно сосредоточиться на том, чтобы как можно быстрее «Пермь-36» стал музеем федерального подчинения. А создавать бюджетное краевое учреждение на короткий срок никому не надо".

- А почему к сожалению?

- Потому что есть важные стратегические задачи. Правительству Пермского края, министерству культуры Пермского края нужно сосредоточиться на том, чтобы как можно эффективнее и как можно быстрее «Пермь-36» стал музеем федерального подчинения. А создавать бюджетное краевое учреждение на короткий срок, на несколько месяцев никому не надо. Есть распоряжение зам главы правительства от 30 июля этого года «О создании государственного бюджетного учреждения культуры Пермского края - музея политических репрессий «Пермь-36»». В нем написано, что с 1 января 2014 года должен быть образован краевой музей.


Фото с сайта perm36.ru
- Вами и Татьяной Георгиевной Курсиной не ограничивается круг руководителей музея. Кроме того, «Пермь-36» - общественная организация. У нее есть общественный совет. Как члены совета на это смотрят?

- Они категорически против! На заседании у Федотова будет присутствовать большая часть правления и членов совета музея. Они тоже получили официальное приглашение от администрации президента Российской Федерации. Конечно, они будут высказывать свою точку зрения, а она у всех едина. Вот не надо сейчас тратить средства зря…. Понимаете, для того, чтобы учредить на несколько месяцев краевой музей, нужно вложить достаточно средств и усилий. А в течение 2014 года он будет меняться на учреждение федерального подчинения.

- Может ли это помешать входу в федеральную программу?

- Это может осложнить. Помешать это, вряд ли может. Но осложнить, затянуть, наверное, может.

"Когда мы обсуждаем на разном уровне с чиновниками администрации краевого правительства, то мы говорим открыто: «Вы добиваетесь контроля!». И они говорят: «Да! Добиваемся. Добиваемся идеологического контроля. Наша цель - снять риски, угрозы»".

- Мне лично кажется, что попытка краевых властей общественную организацию сделать бюджетным учреждением – это желание подчинить себе «Пермь - 36» и влиять на его события и содержание…

- Они ведь это не скрывают. Когда мы обсуждаем на разном уровне с чиновниками администрации краевого правительства, то мы говорим открыто: «Вы добиваетесь контроля!». И они говорят: «Да! Добиваемся. Добиваемся идеологического контроля. Наша цель -  снять риски, угрозы».

- А федеральное бюджетирование разве контроль не подразумевает?

- Нет, потому, что федеральная власть сама разрабатывает принимает программу…

- Но ведь они тоже смогут указывать - как строить ту же экспозицию…

- Нет, не думаю.

- То есть вы считаете, что это будет обеспечено включением в круг авторов историков и музейщиков высшего ранга, чьи знания и опыт бесспорны?  

- Безусловно! Потому что концепцию разрабатывают именно эти специалисты, а  не чиновники. Чиновники принимают нашу концепцию, а концепцию просветительской экспозиции разрабатываем мы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий