вторник, 11 января 2011 г.

«Мордовская лубянка» опустела



10.01.2011

ImageКАКИЕ СЕКРЕТЫ ХРАНИТ ЗДАНИЕ ФСБ НА УЛИЦЕ ТОЛСТОГО
ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ, ФСБ… Менялось государство — менялись названия спецслужбы и ее задачи. Лишь одно оставалось неизменным — здание на ул. Льва Толстого, которое долгие годы занимало силовое ведомство. Особняк, построенный в конце XIX века, оброс мифами и легендами. Немало «гостей» побывало здесь не по своей воле: писатели-диссиденты, предатели, террористы… Какие секреты хранит «загадочный» дом? Ветераны органов госбезопасности и ученые помогли МИХАИЛУ НИКИШИНУ совершить экскурсию в историю «мордовской Лубянки».
ИСТОРИЯ
«Поначалу это был двухэтажный кирпичный дом, — рассказывает заведующий кафедрой архитектурного проектирования и дизайна МГУ им. Огарева Виктор Махаев. — Его построили приблизительно на рубеже ХIХ-XX веков. К сожалению, более точных данных пока не обнаружено. До революции в нем располагалось Дворянское собрание. Улица носила название Московская и по тем временам имела весьма приличную застройку — несколько купеческих особняков и заезжих домов. Напротив была гостиница „Россия“, в которой останавливался писатель Лев Толстой…» «Дворянское гнездо» передали ОГПУ в 1924 году. В 1935-м в Саранск приехал выпускник Московского архитектурного института Михаил Бардин. Согласно его проекту, к зданию «присоединили» расположенный справа дом, который, судя по всему, принадлежал купеческой семье. Это удалось сделать за счет красивой вставки с крыльцом. Оба корпуса стали трехэтажными. Впоследствии Бардин возглавлял строительный отдел НКВД МАССР, участвовал в Великой Отечественной войне, а потом был министром строительства республики. По словам Виктора Махаева, здание УФСБ имеет историческую и культурную ценность и сносить его категорически нельзя! «Улица Льва Толстого с давних времен сформировалась как единый, полноценный и очень уютный комплекс в самом сердце города, — говорит ученый. — Здание УФСБ очень гармонично вписывается в исторический ансамбль, сохраняя образ тех времен. Думаю, что его можно сохранить с новыми функциями. Мне бы очень хотелось, чтобы этот «особняк» остался в неприкосновенности, а на его месте не выросли современные «громадины».
С мнением Махаева полностью согласны ветераны госбезопасности, которые называют дом на улице Толстого «священным и родным». Для них это не просто история, а жизнь и судьба. Ветераны сильно обеспокоены, ведь поговаривают, что «мордовскую Лубянку» скоро снесут.
ВЕТЕРАНЫ
«Я пришел на службу в КГБ в 1968 году, — вспоминает председатель республиканской организации ветеранов органов безопасности Виктор Заренков. — Коллектив был дружным и сплоченным. Более половины сотрудников прошли Великую Отечественную войну! Фронтовики с богатым жизненным опытом являлись настоящими наставниками для молодежи. Наша команда проработала вплоть до прихода демократов во главе с Ельциным.
Свои реформы новая власть начала в первую очередь со спецслужб. В 1992 году вышел негласный указ освободить от занимаемых должностей всех сотрудников госбезопасности, работавших при советском строе. Чистку начали с центрального аппарата и вскоре дошли до периферии. Всех нас во главе с генералом Табачуком спешно проводили на пенсию». «Органам госбезопасности мы отдали всю жизнь, — говорит председатель городского Совета ветеранов Владимир Тумпаров. — Проработали больше 25 лет, и за эти годы никому из нас не стыдно. Юрий Владимирович Андропов лично отобрал многих чекистов Мордовии для работы в центральном аппарате КГБ. Мы честно служили государству и неукоснительно следовали принципу, сформулированному Дзержинским: горячее сердце, холодная голова и чистые руки».
«С приходом к власти демократов органы стали подвергаться постоянным нападкам. Распускались грязные слухи, что в доме на улице Толстого мы пытаем и даже расстреливаем разного рода патриотов, — с болью вспоминает Виктор Заренков. — Говорили, будто чекисты сидят в роскошных кабинетах, имеют по две загородные виллы. Было обидно слышать эту чушь! Каково же было удивление злопыхателей, когда после перестройки они посетили наше здание. Увидели старую обшарпанную мебель советских времен, услышали, как поскрипывают полы. В тесных кабинетах ютились по три-четыре оперативных работника. Вот в каких „шикарных“ условиях мы находились! И всегда работали только законными методами — честно и добросовестно! О спаянности коллектива, кстати, свидетельствовала и великая дружба народов. У нас работали армяне, грузины, евреи, белорусы… И всегда между нами было удивительное чувство локтя. Разговоры про тайные подземные ходы от нашего здания до Дома республики тоже очередная выдумка».
Трудно поверить, но до конца 1970-х в доме на ул. Толстого располагались сразу пять важнейших учреждений — КГБ, МВД, паспортный стол, фельдсвязь и Комитет гражданской обороны. Лишь после того, как для милиции построили отдельное здание, чекисты остались одни. В 1987 году во внутреннем дворике закончилось строительство бомбоубежища. «По сей день в нем есть все условия для жизни: вода, электричество, вентиляция, — уверяет Заренков. — Если обеспечить запас продуктов, то можно даже ядерную войну пережить». В это же время был сдан корпус для высокочастотной связи, новые гаражи, высажен прекрасный яблоневый сад. Все это сохранилось до сих пор. Ветераны вспоминают, как при сооружении бомбоубежища на глубине 4–5 метров наткнулись на сруб колодца. А от конюшен заезжего дома, который находился рядом в начале ХХ века, досталось приятное наследство — лошадиный навоз. Тогда удобрений хватило каждому сотруднику, имевшему дачный участок.
«ГОСТИ»
Также во дворе исторического здания расположен следственный изолятор. Ходили разговоры, будто его стены небывалой толщины, чтобы никто не слышал криков и выстрелов. Ветераны категорически опровергают эти домыслы. «В наше время там точно никого не пытали и не расстреливали, — говорит Владимир Тумпаров. — В этих стенах побывали все государственные преступники, которых затем направляли в Дубравлаг. Иногда осужденных привозили на беседу со следователем и свидание с родственниками. Мы пытались помочь оступившимся, разбирались со всеми жалобами, проводили профилактические беседы. После войны КГБ проводил большую работу по разоблачению предателей. Многие выдавали себя за военнопленных, хотя были обыкновенными полицаями. Некоторые возвращались на родину, объявив себя «героями войны». «В Дубенках мы выявили кровавого преступника, до сих пор не хочу называть его фамилию, — продолжает Владимир Тумпаров. — Он служил в карательном отряде „Десна“, базировавшемся в Орловской области. Захватывая села, пособники фашистов загоняли стариков, детей и женщин в сараи и поджигали с четырех сторон. Всех, кто выбегал из огня, этот человек лично расстреливал из пулемета».
Памятным «гостем» мордовских чекистов стал легендарный академик Андрей Сахаров, который приезжал на свидание с «племянником своей жены». На самом деле Эдуард Кузнецов был сыном подруги Елены Боннэр. «Он отбывал наказание в колонии Дубравлага за попытку угона самолета из Ленинграда, — рассказывает Заренков. — Согласно приговору суда, Кузнецов являлся одним из идеологов банды, участвовавшей в операции „Свадьба“. Основной их целью был захват самолета для перелета за границу». Сахаров с супругой не раз навещали Кузнецова в мордовских лагерях…
«В Дубравлаге побывали многие известные диссиденты, антисоветчики, военные преступники, украинские и прибалтийские националисты, власовцы, — рассказывает директор НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ Валерий Юрченков. — При этапировании в Мордовию несколько дней они проводили во внутренней тюрьме КГБ. Здесь сидели поэт и переводчик Юлий Даниэль, писатель и литературовед Андрей Синявский, журналист и правозащитник Александр Гинзбург. Доктор исторических наук Валентин Шелохаев оставил подробные воспоминания о визите к мордовским чекистам — как его вели по коридорам, проводили беседы. О своем пребывании в Мордовии часто вспоминает бывший главный редактор журнала „Москва“ писатель Леонид Бородин. Общался с местными чекистами идеолог евразийства Петр Савицкий. В 1950-е не раз приглашался на беседы один из основателей современной исторической науки в Мордовии Лев Филатов».
Привлекательной Мордовия была и для шпионов. Иностранцы проявляли интерес к ядерному центру Арзамас-16. Чекисты не раз препятствовали попыткам проникновения туда агентов с целью получения информации об атомных секретах. Чаще всего попадались китайские перебежчики, которые на самом деле были настоящими шпионами.
БУДУЩЕЕ
Пока конкретных планов по застройке территории «мордовской Лубянки» нет. По словам первого заместителя начальника Саранского управления архитектуры и градостроительства Владимира Кемаева, объект находится в федеральной собственности, поэтому руководство города не имеет права самостоятельно его сносить. «Особняк» УФСБ РФ по РМ словно погрузился в молчание, сиротливо ожидая своей участи. 20 декабря прошлого года сотрудники госбезопасности отмечали профессиональный праздник в новом доме…
ДОСЬЕ «С»
Исторически функционирование органов госбезопасности всецело зависело от обстановки в стране. Каждый генсек КПСС или руководитель государства пытался подстроить их под свои интересы. Неоднозначным было отношение к самим чекистам и у граждан: уважение, гордость, преклонение, зависть, страх…
Последнее реформирование отечественной службы безопасности произошло в апреле 1995-го.
Согласно указу Президента РФ Бориса Ельцина (на фото), преемницей бывшего КГБ СССР стала Федеральная служба безопасности России.
1990-е стали периодом серьезных испытаний для УФСБ РФ по РМ. Постоянные реорганизации, недостаток финансирования серьезно затрудняли работу. Однако, пройдя через все испытания, удалось сохранить главное — профессиональное ядро, состоящее из контрразведчиков и бойцов спецназа, следователей и оперативных работников, сумевших доказать свой профессионализм и верность Родине. Новое поколение сотрудников органов госбезопасности продолжает в суровых реалиях повседневную борьбу с террористами и экстремистами, криминальными группировками, не чистыми на руку чиновниками, иностранными шпионами. Девиз обновленных российских органов безопасности — «государственность, законность, честь». Теперь сотрудники УФСБ Мордовии исполняют свой служебный долг в новом здании…

Комментариев нет:

Отправить комментарий