15.01.2011, 12:28
|
Фото: РИА Новости
|
Один из великих поэтов двадцатого столетия оставил свой след и в истории Воронежа, где прожил около трех лет. Эти годы стали значительным этапом в творчестве мастера слова
Будущий поэт родился 15 января (н.с.) 1891 года в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Позже жил в Петербурге и Москве, учился в европейских университетах, путешествовал по Армении и Италии. Маршруты его передвижений диктовались желанием увидеть и познать мир. Попасть в Воронеж, на родину Алексея Кольцова и Ивана Никитина едва ли входило в его планы. Здесь он оказался не по своей воле: так распорядилась судьба. За антисталинскую эпиграмму «Мы живем, под собою не чуя страны...» Мандельштам был сослан сначала в Чердынь-на-Каме, а затем в Воронеж, где находился с 1934 по 1937 годы.
Фотолента: Поэт, воспевший камень
С весны 1935-го, после долгого перерыва, опальный автор вернулся к стихам с какой-то ненасытной жадностью. Так называемые «Воронежские тетради» – вершина зрелой мандельштамовской лирики, предельно искренняя исповедь человека, оказавшегося на крутом вираже истории. В произведениях цикла достигнута поразительная гармония между неисчерпаемой глубиной смысла и выразительностью художественной формы. Уже несколько поколений филологов пытаются разгадать секреты творческой лаборатории мастера, механизм его воздействия на души читателей. По их мнению, «Воронежские тетради» вобрали в себя весь трагический духовный опыт российской интеллигенции.
В Воронеже Осип Мандельштам консультировал коллектив местного радио по литературным вопросам, с помощью друзей публиковал критические статьи. Помогал он и Воронежскому театру драмы, давая ценные советы в постановке спектаклей.
«Первые полтора года Осип Мандельштам пишет тексты для газет и Воронежского радио, а с 7 октября 1935 года по 1 августа 1936-го работает в должности литературного консультанта в большом Советском театре, ныне академический театр драмы имени Кольцова, – рассказал Николай Тимофеев нынешний заведующий литературно-драматического частью театра. Сохранилась фотография, на которой запечатлен момент читки пьесы. Поэт находится в центре, рядом с режиссером и актером Георгием Васильевым. Надо сказать, что в лице Мандельштама театр обрел прекрасного литературного консультанта, потому что он как никто другой чувствовал текст. К нему внимательно прислушивались, при его активном участии ставились пьесы, где более строго относились к тексту, нежели теперь. Кстати, позже должность, которую занимал поэт, стала называться - заведующий литературной частью».
К сожалению, этот период длился недолго. Со временем положение дел Осипа Мандельштама ухудшилось. Вскоре он оказался практически в полной изоляции. Психологическая травля была настолько страшной, что поэт декламировал свои стихи следователям НКВД, потому что других читателей найти не мог.
В 1937 году Осипу Эмильевичу разрешили вернуться из Воронежа в Москву. Однако мучения этого несчастного человека не закончились. Годом позже он вновь был арестован и на этот раз по более серьезному приговору отправлен в дальневосточный лагерь. Затравленный морально и больной физически поэт не смог перенести жестокой лагерной зимы. В декабре 1938 года поэт умер.
Через много лет Осип Мандельштам был реабилитирован посмертно по обоим делам. В Воронеже в память о великом мастере слова на месте его кратковременного проживания, на улице Фридриха Энгельса, два года назад возведен памятник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий