07.09.2011
Патриарх Кирилл, посещая Магаданскую область, назвал Колыму священным местом для Русской Церкви и всего народа.
«В каком-то смысле это один из общероссийских жертвенников, на которых люди приносили жертву ценой во всю свою жизнь. Невозможно вырвать из памяти эту, с одной стороны, страшную, а с другой стороны, невероятно важную для нашей Церкви и, надеюсь, для всего нашего народа страницу… Когда мы совершаем Литургию в храме, мы молимся на мощах мучеников. В каком-то смысле Колыма - это один большой престол, так много людей здесь пострадало и погибло за веру. Жертвы такого рода не могут пройти бесследно для народа, для страны, для исторической памяти. Это один из факторов созидания нашей жизни сегодня и в будущем. Мы должны помнить о беззакониях, но, с другой стороны, помнить и о великой жертвенности нашего народа, в том числе тех, кто ради Христа принимал смерть здесь, на этой земле», - сказал он.
Вместе с тем сохранение памяти о жертвах репрессий в целом до сих пор остается уделом энтузиастов, не став частью государственной информационной политики. «Исторический ландшафт» в России до сих пор живет инерцией советского периода, а те личности и события, о которых советская власть предпочитала не говорить, так и остаются в тени. Это видно по названиям улиц и городов, по установленным памятникам, по памятным датам и т.д.: «несоветская» история в них почти или совсем отсутствует. Это резко отличает Россию от ее бывших соседей по Советскому Союзу, что и позволяет им использовать преступления советской власти как предлог для антирусской и антироссийской пропаганды.
«Достаточно ли, на ваш взгляд, сделано для сохранения памяти о черных страницах истории ХХ века? Следует ли сделать больше? Что именно?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Все трагедии в истории России начались после того, как наш народ отрекся от царя, считает главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский. Он призывает вспомнить историю и попытаться исправить ошибки прошлого.
«События 1991-го года – это, по сути, повторение Февральской революции 1917 года. Мы до сих пор делим людей на «белых» и «красных», кто-то все еще считает СССР «империей зла», а кто-то раем на земле. И это не позволяет нам сегодня оценивать исторические события», - говорит он.
«Новомученики, которые пострадали за свою веру и были репрессированы, безусловно, заслуживают того, чтобы память о них берегли. Ведь именно они попали между жерновами в итоге той самой февральской революции. И каяться нам надо не в своем прошлом, а в революционном прошлом, из-за которого внутри народа произошел раскол, и мы до сих пор его наблюдаем», - заключил отец Максим.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что патриарх абсолютно прав и что сохранение памяти о жертвах и невинных страдальцах должно стать общенародной задачей.
«Но решить эту задачу может только тот народ и то общество, которое может сформулировать свои истинные ценности и приоритеты. Нужно, наконец, определиться, ясно и четко сказать, кто мы такие, что мы строим, куда мы идем», - сказал он.
«Это и будет та самая национальная идея, о которой так долго говорили, но о которой как-то потихоньку и забыли. Но без этой идеи, определяющей движение нашего народа по истории, ни о сохранении памяти, ни о каком дальнейшем историческом развитии речи быть не может. Это касается и тех добрых начинаний, необходимость которых осознается уже многими, но которые так и остаются нереализованными», - добавил протоиерей.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает, что память об истории должна быть «многоцветной».
«В нашей истории действительно немало черных страниц – в том числе и «любимый» нашими либеральными демократами 37-й год, для которых эта тема является частью политической игры, почему они с таким усердием и педалируют эту тему. Но речь идет о том, чтобы действительно помнить о трагических жертвах советской эпохи, чтобы знать, что тогда действительно происходило», - сказал он. «Святейший абсолютно прав: эту страницу невозможно вырвать из памяти. Но эта память должна взывать не к какому-то отмщению, а к преодолению разногласий в нашем обществе. В истории многих стран случались настоящие трагедии, совершались трагические ошибки, и мы – не исключение. Но все-таки нельзя весь советский период рассматривать как сплошной кошмар и катастрофу и всю вину за эти жертвы валить на одного только Сталина. Все-таки мы были великой державой, и отчасти благодаря именно этому периоду нас еще не бомбят как Ливию», - отметил священник.
«Это был сложный период в нашей истории, он требует серьезного и спокойного осмысления, независимого от политической конъюнктуры. Нравится нам или нет, но это часть нашей общей истории», - заключил он.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, также считает, что советский период - это страница нашей общей истории, которая до сих пор не выверена, которая преподается то так, то эдак.
«Вот и получается, что у нас много историй. Кому какая удобна, тот ту и использует», - сказал он.
«Важно иметь в виду, что современная власть является правопреемницей той самой власти, которая уничтожала своих собственных людей. И должной оценки этому так до сих пор и не дано - только какие-то общие слова и фразы осуждения о культе личности и репрессиях. Но у нас так и до сих пор в каждом городе обязательно есть памятник Ленину и улица в его честь. И о первых революционных годах дружно умалчивается. Что именно Ленин был главным идеологом и инициатором того, что тогда происходило, а что-то и до сих пор происходит, об этом почему-то говорить не принято. В чем корни этой страшной трагедии, до сих пор внятно не сказано. Источник этой ужасной жестокости по отношению к собственному народу так до сих пор и не вскрыт», - перечислил отец Димитрий.
Исмаил-хаджи Бердиев, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа, считает, что главное – хранить память в сердце.
«У нас есть День памяти жертв политических репрессий, когда мы вспоминаем всех невинно погибших и пострадавших. У меня на родине, в Карачаево-Черкесии, есть памятник жертвам репрессий. И он, конечно, нужен, чтобы молодое поколение помнило об этой трагедии целого народа, и никогда не повторяло таких ошибок», - рассказывает Бердиев.
«Безусловно, памятники должны быть на месте трагических событий. Но при этом не надо ставить их везде и бездумно. К тому же, по нашей вере, где бы человек не находился и не совершал свою молитву, его всегда услышит Всевышний. Поэтому главное, чтобы память была в сердце», - заключил он.
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган поддержал патриарха Кирилла: «Я присоединяюсь к его словам, и считаю, что место, где сотни тысяч людей погибли и пострадали, претерпели унижения и страдания, является для нас святым».
«Такие места обязательно надо увековечить и поставить там памятники, чтобы было напоминание для будущих поколений об ужасных ошибках, коверкающих жизни целых поколений. Причем наравне с русскими в лагерях страдали люди и других национальностей – об этом тоже не надо забывать», - напоминает Зиновий Львович.
«Необходимо призвать писателей и режиссеров больше говорить об этих трагических страницах нашей истории – общество жаждет этого. И я бы хотел, чтобы слова патриарха были услышаны, как и слова всех тех, кто сострадает всем невинно убиенным», - подытожил раввин.
Лауреат Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства, хоперский казак Виталий Скляров считает, что любая история – будь она черным или белым пятном в судьбе народа – заслуживает, чтобы о ней помнили.
«Для сохранения памяти о жертвах репрессий можно построить мемориальный комплекс, сделать поминальные доски, открыть музей, надо собрать фотографии, документы, продолжать проводить раскопки и т.д. Но сегодня слишком много желающих лягнуть наше прошлое вместо того, чтобы сберечь его в памяти», - убежден Виталий Николаевич.
«К примеру, было бы неплохо для создания памятника привлечь средства наших нуворишей, которые часто выступают в СМИ на эту тему, однако реальных шагов не предпринимают. И Государственная Дума не должна отставать – давно пора переименовать многие улицы и восстановить историческую справедливость», - сказал Скляров.
Руководитель армянского культурно-просветительского общества «Арарат» Эммануил Долбакян считает, что культ личности Сталина у нас до сих пор не преодолен, а в последнее время, наоборот, вновь набирает силу.
«Чтобы мы входили в светлое будущее, нам надо расстаться с некоторыми вещами из прошлого. Сегодня Россия, конечно, находится в сложной международной ситуации. Из-за рубежа ей предъявляют счет, как Германии за Гитлера, и уравнивают фашизм и коммунизм. А СМИ в нашей стране реанимируют сталинизм уже почти не скрываясь. Но мы должны похоронить эти идеи в прошлом», - убежден он.
«Пока на Красной площади лежит мумия Ленина, нам не решить вопрос о восстановлении закрытых страниц советской истории. Да, мы преемники великой страны – СССР, и, безусловно, надо помнить многочисленные великие заслуги живших тогда, - но не стоит забывать и об обратной стороне. Сколько людей приходит к Соловецкому камню на Лубянке? Не так и много. А все оттого, что мы не умеем уважать и помнить прошлое», - заключил Долбакян.
Ссылка: Как хранить память о преступлениях большевизма, - Мнения священнослужителей - REGIONS.RU/Новости Федерации
Комментариев нет:
Отправить комментарий