13.04.2011
Сегодня стоит вспомнить о том, как начинали строить Байкало-Амурскую магистраль. В этот день в 1932 году Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР) принял два постановления «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». В этих документах назывались конечные пункты магистрали: станция Уруша на западе и станция Пермское (ныне Комсомольск-на-Амуре) на востоке. Совет народных комиссаров потребовал от Наркомата путей сообщения обеспечить «немедленный приступ ко всем подготовительным работам по сооружению БАМа» с тем, чтобы к концу 1935 года обеспечить сквозное движение поездов на всём протяжении железной дороги в режиме рабочей эксплуатации. Тогда же решением Политбюро ЦК ВКП(б) руководителем строительства был назначен Сергей Витальевич Мрачковский. Именно он утверждал, что для выполнения этой задачи необходимо иметь не 25-26 тысяч человек (среднесписочный контингент работающих), а в два раза больше. Первые месяцы строительства показали острый дефицит трудовых ресурсов: первые участки в далёком 1932-м строили всего 2 500 человек – десятая часть от требуемого минимума. Вербовка людей на западе страны «организована прямо-таки преступно, – писал С. В. Мрачковский. – Плохо снабжаемые в дорогу и в дороге, лишённые питания на остановочных пунктах, рабочие либо разбегались в пути, либо (...) прибывали на строительство в неработоспособном состоянии».
Несмотря на массовый энтузиазм людей, стремление трудиться самоотверженно и с полной отдачей («все неудачи, сбои в нас самих»), несмотря на предложения самих рабочих решить кадровую проблему путём создания курсов повышения квалификации, кружков совершенствования знаний ИТР, изучения явлений вечной мерзлоты и особенностей строительства в её условиях, кружков по подготовке в вузы и техникумы, проблема не была снята и к концу 1932-го. Прекращение финансирования БАМа и предопределило судьбу новостройки. Сооружения Байкало-Амурской дороги были переданы из подчинения Народного комиссариата путей сообщения в ведение Объединённого государственного политического управления при СНК СССР (ОГПУ). Рабочую армию строителей БАМа пополнили заключённые. Основную часть составили те, кто отбывал срок в БАМЛАГе. В 1933 году они строили головной участок железной дороги от станции Тахтамыгда до Тынды. Правда, выполнить задачу – построить этот участок к 1 января 1934 года – «рабочие вне воли» не смогли. Это признали и сами «прорабы от НКВД»: «Первое, что бросается в глаза – это совершенно нечеловеческие условия труда, совершенно неслыханная нищета, убожество, как материально-бытового обеспечения, так и технического снабжения. Корчёвку мелкого кустарника, пней люди вели голыми руками и босыми ногами, без рубашек, в одних трусах, без единой рукавицы, без постельных принадлежностей и ещё во многих местах без кипячёной воды».
Великая стройка не завершилась к 1935 году, несмотря на великие потери и нечеловеческие условия. Позже выяснилось, что территория потенциального БАМа до конца ещё не изучена. Власти решили возводить вторые пути Транссиба, на что и направить основные силы. Постановление от 1938 года предусматривало сдать всю железную дорогу в постоянную эксплуатацию к 1945 году. Великая Отечественная приостановила строительство, но уже в 1943-м стал появляться участок линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Сквозное движение поездов здесь открылось уже в мирном июле 1945 года. Строительство западного участка БАМа возобновилось через месяц, в августе. В 1947-м была сдана в эксплуатацию дорога Тайшет – Братск. В 1950 году были созданы условия для открытия движения от Тайшета до Лены (700 км). Затем строительство БАМа вновь было приостановлено.
В конце 60-х решением правительства были продолжены изыскания и проектирование Байкало-Амурской магистрали от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре и строительство Малого БАМа (Бам – Тында – Беркакит). Современный этап строительства БАМа начался в 1972 году. Через два года аббревиатуру БАМ знала вся страна – со всех республик Союза строить дорогу и новую жизнь поехали комсомольцы-добровольцы: «…От Байкала до Амура мы проложим магистраль…//Слышишь, время гудит: БАМ! //На просторах крутых: БАМ! //И большая тайга покоряется нам».
Ссылка: 13 апреля напомнит, как строили БАМ - Амур.Инфо
Комментариев нет:
Отправить комментарий