Марина ШАБАНОВА
29.04.2011
В минувшее воскресенье на канале ОТС прошла премьера документального цикла «Помнить будем, не забудем». О создании первого фильма, повествующего о трагической судьбе архитекторов Сибирского Колизея, рассказывает режиссёр и автор проекта, обладатель национальной телевизионной премии «ТЭФИ» Станислава КАСАТКИНА.
— Станислава, что помогало вам погрузиться в атмосферу Новосибирска 30-х годов?
— Сочувствие и сопереживание. Дмитрий Лихачёв как-то сказал: «Придёт время, когда все тени жертв сталинских репрессий встанут перед нами стеной, и мы уже не сможем пройти сквозь них». Так было и у меня. В этой связи нельзя было пройти мимо зловещей тени Роберта Эйхе, первого секретаря Сибирского крайкома, а с 1930-го по 1937-й — Западно-Сибирского крайкома ВКП(б). Он был инициатором и организатором массовых репрессий в Сибири. В числе жертв социалистического молоха оказались и строители оперного.
— По ходу сбора материала и съёмок что стало настоящим открытием?
— Непоследовательность, абсурдность поведения и рабская психология пришедших к власти людей. Сначала Комсод (Комитет содействия строительству) на ура принимает решение — строить Дом науки и культуры на 3500 мест по новому театрально-планетарному типу. Под общее ликование и радость начинается грандиозное строительство, испытывавшее дефицит во всём — финансировании, рабочих руках, готовых сметах. В Новосибирске голод, хлеб выдаётся по карточкам, а на здании ДНК возводится самый большой в мире купол… И вот, когда все трудности позади, и уже назначена дата премьеры, выясняется, что такой театр никому не нужен, а его архитектурный стиль не соответствует установке Сталина. В газетах так же дружно начинают осуждать ДНК. Архитектор Алексей Гринберг, работавший над проектом с 1930-го по 1933 год, подвергнут критике и отстранён. Стройка стоит. Проект неоднократно переделывают, главный зал уменьшают до 2000 мест, по ходу погубив акустику. В «злостном вредительстве и отвлечении средств от нужд» обвиняется 14 человек. Арестована вся верхушка строителей, в том числе один из главных архитекторов — Траугот Бардт. Арестован и расстрелян тридцативосьмилетний главный инженер строительства Сергей Полыгалин. Стройку огораживают колючей проволокой, на работы приводят заключённых. Они тайно строят бункер для Сталина на случай войны, но русло протекающей неподалёку Каменки начинает «топить» котлован. Здание под угрозой полного разрушения. Наконец, принято решение залить построенные бункеры бетоном. Ради этого строят завод ЖБИ… Как это всё называется и как к этому относиться? Это ведь не какой-нибудь художественный рассказ, а реальная история нашего города. Лишь одна из её страниц.
— Фильм насыщен документами — их поиск был сложным делом?
— Спасибо Дарье Бушма и Сергею Филонову, у них в музее НГАХА бережно сохранён фонд фотографий по строительству здания! Спасибо также великолепному оператору Николаю Лещёву, автору передачи Лене Агамян, выстроившей основную сценарную линию, видеоинженеру Наташе Пономарёвой, которая монтировала фильм!
— Линии Мейерхольда и Эйхе, несмотря на то, что сферы их деятельности были разные, в итоге сошлись. Как вы это объясняете?
— Система, которую обеспечивал Роберт Эйхе, работала бесперебойно. Но 29 апреля 1938-го пришли и за ним, обвинив в создании «латышской фашистской организации». Спустя два года он был расстрелян, а за четыре дня до этого в той же тюрьме расстрелян Всеволод Мейерхольд. Гениальный режиссёр ещё в 1919 году примерил на себя кожаную тужурку и повесил парабеллум на боку, пугая артистов арестом. Это он предложил новую театральную систему, в том числе митинги со стахановцами во время спектакля. Это он придумал преподносить на демонстрациях цветочки вождю руками ребёнка, а также заронил в головы комсодовцам идею прохождения демонстраций через сцену Дома науки и культуры.
— Посыл от прошлого к настоящему — это позиция авторов?
— Художник и Власть — всегда противостояли друг другу, во все времена. Почему так происходит? Очевидно, перед Художником и Властью стоят порой прямо противоположные задачи… И Художник в этом противостоянии всегда проигрывает.
Ссылка: Строители и гонители - Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области
29.04.2011
В минувшее воскресенье на канале ОТС прошла премьера документального цикла «Помнить будем, не забудем». О создании первого фильма, повествующего о трагической судьбе архитекторов Сибирского Колизея, рассказывает режиссёр и автор проекта, обладатель национальной телевизионной премии «ТЭФИ» Станислава КАСАТКИНА.
— Станислава, что помогало вам погрузиться в атмосферу Новосибирска 30-х годов?
— Сочувствие и сопереживание. Дмитрий Лихачёв как-то сказал: «Придёт время, когда все тени жертв сталинских репрессий встанут перед нами стеной, и мы уже не сможем пройти сквозь них». Так было и у меня. В этой связи нельзя было пройти мимо зловещей тени Роберта Эйхе, первого секретаря Сибирского крайкома, а с 1930-го по 1937-й — Западно-Сибирского крайкома ВКП(б). Он был инициатором и организатором массовых репрессий в Сибири. В числе жертв социалистического молоха оказались и строители оперного.
— По ходу сбора материала и съёмок что стало настоящим открытием?
— Непоследовательность, абсурдность поведения и рабская психология пришедших к власти людей. Сначала Комсод (Комитет содействия строительству) на ура принимает решение — строить Дом науки и культуры на 3500 мест по новому театрально-планетарному типу. Под общее ликование и радость начинается грандиозное строительство, испытывавшее дефицит во всём — финансировании, рабочих руках, готовых сметах. В Новосибирске голод, хлеб выдаётся по карточкам, а на здании ДНК возводится самый большой в мире купол… И вот, когда все трудности позади, и уже назначена дата премьеры, выясняется, что такой театр никому не нужен, а его архитектурный стиль не соответствует установке Сталина. В газетах так же дружно начинают осуждать ДНК. Архитектор Алексей Гринберг, работавший над проектом с 1930-го по 1933 год, подвергнут критике и отстранён. Стройка стоит. Проект неоднократно переделывают, главный зал уменьшают до 2000 мест, по ходу погубив акустику. В «злостном вредительстве и отвлечении средств от нужд» обвиняется 14 человек. Арестована вся верхушка строителей, в том числе один из главных архитекторов — Траугот Бардт. Арестован и расстрелян тридцативосьмилетний главный инженер строительства Сергей Полыгалин. Стройку огораживают колючей проволокой, на работы приводят заключённых. Они тайно строят бункер для Сталина на случай войны, но русло протекающей неподалёку Каменки начинает «топить» котлован. Здание под угрозой полного разрушения. Наконец, принято решение залить построенные бункеры бетоном. Ради этого строят завод ЖБИ… Как это всё называется и как к этому относиться? Это ведь не какой-нибудь художественный рассказ, а реальная история нашего города. Лишь одна из её страниц.
— Фильм насыщен документами — их поиск был сложным делом?
— Спасибо Дарье Бушма и Сергею Филонову, у них в музее НГАХА бережно сохранён фонд фотографий по строительству здания! Спасибо также великолепному оператору Николаю Лещёву, автору передачи Лене Агамян, выстроившей основную сценарную линию, видеоинженеру Наташе Пономарёвой, которая монтировала фильм!
— Линии Мейерхольда и Эйхе, несмотря на то, что сферы их деятельности были разные, в итоге сошлись. Как вы это объясняете?
— Система, которую обеспечивал Роберт Эйхе, работала бесперебойно. Но 29 апреля 1938-го пришли и за ним, обвинив в создании «латышской фашистской организации». Спустя два года он был расстрелян, а за четыре дня до этого в той же тюрьме расстрелян Всеволод Мейерхольд. Гениальный режиссёр ещё в 1919 году примерил на себя кожаную тужурку и повесил парабеллум на боку, пугая артистов арестом. Это он предложил новую театральную систему, в том числе митинги со стахановцами во время спектакля. Это он придумал преподносить на демонстрациях цветочки вождю руками ребёнка, а также заронил в головы комсодовцам идею прохождения демонстраций через сцену Дома науки и культуры.
— Посыл от прошлого к настоящему — это позиция авторов?
— Художник и Власть — всегда противостояли друг другу, во все времена. Почему так происходит? Очевидно, перед Художником и Властью стоят порой прямо противоположные задачи… И Художник в этом противостоянии всегда проигрывает.
Ссылка: Строители и гонители - Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области
Комментариев нет:
Отправить комментарий