вторник, 19 апреля 2011 г.

Сталина на Них нет


Виталий Обедин, заместитель главного редактора газеты "Якутск вечерний"
18 апреля 2011

Нет ничего хуже, чем браться лечить больного, не удосужившись поставить ему диагноз. Может быть, в итоге такого "лечения" удастся подавить симптомы болезни. Но удастся ли вылечить? На мой взгляд, предложенный президентским Советом по развитию гражданского общества и правам человека план по "десталинизации" общества - именно такая попытка.

Я живу в регионе N 14, который иначе именуется Республика Саха (Якутия). В "сталинское время" на территории Якутии было расквартировано 105 "трудовых лагерей", входивших в систему ГУЛАГа. В Якутии, чье население к концу правления Сталина не превышало полумиллиона жителей, только раскулаченных насчитывалось около 20 тысяч человек. Порядка 15 тысяч были репрессированы по 58-й статье. Еще более 600 якутян не вернулись из Соловецких лагерей. Все это - цифры, установленные в архивах МВД. В реальности они могли быть (да наверняка и были) выше.

И в то же время именно Якутия становится одним из первых регионов, где памятники Сталину, некогда повсеместно низвергнутые, возвращаются на свои места.

8 мая 2005 г. в городе Мирном на центральной площади устанавливают памятник Сталину.

В декабре 2009 г. бюст Сталину устанавливают в селе Амга... Что примечательно, для этого приходится убрать и упрятать в какой-то сарай бюст Ленина.

В 2009 г. попытку поставить памятник Сталину предпринимают уже в столице, Якутске. И только общегородской референдум, организованный нашей газетой и поддержанный мэром не позволяет Иосифу Виссарионовичу вернуться на улицы города. Хотя сам памятник уже не только заказали, но и изготовили, и привезли из Осетии...

Но, несмотря на "нет", сказанное Якутском, цифры этого самого референдума обращают на себя внимание: за установку памятника высказалось 24,55% опрошенных. Почти четвертая часть населения столицы региона, исторически являющегося местом политической ссылки, считает, что Иосиф Сталин - персона, достойная того, чтобы молчаливой бронзой напоминать о своем месте в истории.

Почему? Ведь должна быть причина, благодаря которой так актуальна тема сталинизма именно сегодня и благодаря которой вынуждены активизироваться противники этого процесса?


Кто-то усматривает в этом имперские амбиции - видит тоску по геополитическому значению, которое имела страна. Кто-то считает, что все дело в избирательной памяти современников эпохи (главных ратующих за реабилитацию Сталина - все три попытки установить памятник Иосифу Виссарионовичу начинались с инициативы местных советов ветеранов), которая цепко держится за яркие моменты и отторгает негативные.

Но массовость представляет нам некое общее мнение. Чтобы понять его, надо прислушаться к контексту. Попробуйте, послушайте, как поминает Сталина подавляющее большинство тех, кто сегодня готов приветствовать его реабилитацию. И вы услышите, что, как правило, его имя звучит примерно в таком словосочетании: "Сталина на вас/них нет!".

Эта фраза, она, во многом, объясняет сегодня рост личной популярности Иосифа Виссарионовича. Люди, которые поминают его добрым словом, грезят о возвращении сталинских времен, но не для себя, а для других ("на ВАС нет"). Для тех, кто в их восприятии предстает нарушителем неких общих принципов социальной справедливости, которым сами они - соответствуют.

Не секрет, что наше общество сегодня самым кардинальным образом расколото по социальному признаку. Причем раскол настолько серьезен, что в той части этого общества, которое занимает топовую позицию (депутаты, госслужащие), периодически находятся представители, искренне считающие себя частью некой высшей касты.

Чтобы далеко не ходить за примерами, я приведу случай из личного опыта. В 2009 году я подготовил материал по итогам анализа расходования бюджетных средств, выделяемых на социальное строительство в Нерюнгринском районе Якутии. Один из ее персонажей - высокопоставленный чиновник упомянутого района - посчитал подобную публикацию "возбуждением розни по социальному признаку". И обратился с соответствующим заявлением в местное подразделение Центра "Э". То есть, он квалифицировал себя как некую отдельно существующую социальную группу. Чиновник. Надчеловек.

Вот такая глубинная форма противопоставления себя остальному обществу и побуждает сегодня граждан поминать Сталина. По одной простой причине: во времена Иосифа Виссарионовича принадлежность к касте не означала ни личной, ни имущественной неприкосновенности. Любой, кто взлетал высоко, мог и пасть ниже низкого. И это в глазах рядовых обывателей представлялось неким элементом высшей справедливости.

Любая власть, любое влияние - аллергены по своей природе. Как только человек добивается высокого положения, он начинает терять друзей и обретать просителей и чаятелей. А поскольку все просьбы и чаяния удовлетворить невозможно - растет недовольство страждущих, их желание стать свидетелями низвержения.

При Сталине низвергали часто. Независимо от заслуг, от членства в партии, от принадлежности к силовым кругам. Социологически выверенная формула "хорошего царя и плохих бояр" работала во всем ее блеске.

Те, кто ратуют за реабилитацию Сталина сегодня - ратуют за возвращение порядка в самом его примитивном и наглядном виде. Такого порядка, когда любого можно привлечь к ответственности, невзирая на статус и регалии. Наша особая "социальная каста", уже вовсю пытающаяся самоидентифицироваться, сформировалась слишком быстро. И сформировалась в отсутствии сдерживающих факторов, не вырастив систем саморегуляции и самоочищения... Если кто-то из нее рушится, то, чаще всего, это становится следствием внутреннего конфликта, а не торжеством примитивной, требующей "снесенных голов" справедливости. Вот поэтому - "Сталина на вас нет!".

К сожалению, понимания - чем именно обусловлена такая популярность Вождя Народов - в массовом сознании не зарождается. Поэтому и либеральная интеллигенция, и Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте равно ужасаются попыткам спонтанной реабилитации Сталина и сталинизма, видя в них отголоски "рабского менталитета", тоску по "твердой руке", готовность "пожертвовать гражданскими свободами ради социального благополучия".

Не в этом дело. Общество жаждет честных правил игры. Того примитивного, грубого равенства, при котором по заслугам выпороть могут как холопа, так и боярина.

Это успокаивает. Это подтверждает ту сермяжную мудрость, что на любой хитрый элемент тела есть некое техническое изделие. Что в жизни возможна высшая справедливость.

Ссылка: Сталина на Них нет - Кремль.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий