вторник, 17 мая 2011 г.

Без Сталина

Роза Цветков
17.05.2011

Одними указами с пьедестала кумиров не свергнуть
 

Рисунок Вадима Мисюка
 
Почему-то мы никогда не хотим ни в чем признаваться. Ни в том, что Голодомор 1932–1933 годов возник не сам по себе как некое природное стихийное явление. Ни в том, что в расстреле польских офицеров под Катынью весной 1940 года активное и деятельное участие принимали сотрудники НКВД. Ни в том, что Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) – это не только человек, с именем которого советские солдаты бросались под немецкие танки, освобождали города и веси от гитлеровской оккупации и в конечном итоге выиграли тяжелейшую (во многом именно из-за просчетов руководства СССР) войну, но и олицетворение того зла, которое окутало, опутало и парализовало страхом и ужасом почти каждого обыкновенного человека, имевшего счастье (или несчастье?) родиться и жить в то время.

Сталинизм – «политическая система государственного управления и идеология, существовавшие в СССР в период правления И.В.Сталина», – определение, в которое в разные периоды жизнедеятельности страны вкладывался разный смысл. Для коммунистов и прочих поклонников сталинизма – это эпоха подъема и расцвета страны, «где так вольно дышит человек». Для тех, чьи деды, отцы, матери были расстреляны по решению «тройки» или же сосланы на долгие годы в гулаговские лагеря, где жизнь ровно так же ничего не стоила, как в Освенциме или Дахау, – это период культа личности и репрессий, для историков и политологов – это повод предложить обществу свою версию событий сталинского тридцатилетия.
Есть еще официальные данные, из которых, к примеру, следует, что за время с 1921 по 1954 год только за так называемые контрреволюционные преступления были осуждены 3 777 380 человек (из докладной записки на имя Н.С.Хрущева от 01.02.1954). Или вот: через сталинские лагеря прошли около 20 млн. человек, из которых погибли – около 10 млн. Почему мы скорбим о погибших во время Второй мировой войны, а гулаговские цифры, вполне сопоставимые с военными потерями СССР, нас если и трогают, то как-то вскользь? Словно это действительно обоснованная плата за чудо превращения отсталой разрушенной после Гражданской войны страны в мощную экономическую державу…
Есть, впрочем, и те, кому по большому счету глубоко безразлично и время сталинизма, и сам Сталин, и даже все безвинно замученные жертвы той страшной поры. 28% граждан, опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), говорят о своем равнодушии к вождю, вокруг фигуры которого столько копий сломали его приверженцы и противники. Правда, примерно столько же (26%) настаивают о своем уважении к нему. Среди первых – в социологическом срезе это более четверти всех россиян – наверняка много тех, кто понятия не имеет, как расшифровывается аббревиатура «НКВД» или же, к примеру, «ГУЛАГ», большая часть последних – еще одна четвертая часть российских граждан – скорее всего голосовали за своего героя, когда на канале «Россия» три года назад стартовал и чуть ли не плачевно закончился проект «Имя России».
Тогда, как утверждают очевидцы, принимавшие участие в онлайн-обсуждении исторических кандидатур, предложенных россиянами на роль национальных героев, «именем России» едва ли не стал (а по некоторым данным, согласно интернет-голосованию фактически и победил) именно Иосиф Сталин. Говорят, это стало таким шоком для устроителей проекта, что в спешном порядке заочно был выбран другой, более «нейтральный» победитель – князь Александр Невский.
Но вряд ли это способствовало уменьшению числа сталинистов. Скорее наоборот: чем большие обороты набирает кампания десталинизации, тем больше тому обнаруживается противников. Это как дежавю – можно сколько угодно долго развенчивать режим Сталина–диктатора, тирана, деспота, но диктаторов в России любили и любят. Сильная рука, кулак, дубинка – эти аллегории всегда в ходу, это олицетворение порядка, успеха. А иначе как если не патологией нашей ментальности объяснить то громаднейшее количество людей, заполонивших улицы и площади, и не только в Москве, в день похорон «отца всех народов» – 9 марта 1953 года?

Будет ли для следующих поколений имя России связано со Сталиным, зависит от нас, сегодняшних.
Фото PhotoXPress.ru 
   
«Дорогому, любимому Иосифу Виссарионовичу Сталину» – эти слова миллионы (!) людей произносили в миг прощания с вождем не по принуждению, не по чьей-то воле, а сами, в искреннем порыве скорби из-за утраты. Моя бабушка, оставшаяся в юном возрасте сиротой, потому что всех ее родных в годы коллективизации безвозвратно сослали туда, откуда никто не вернулся, и потерявшая в войне двух сыновей, в день похорон Сталина пошла на главную площадь далекого от столицы города Ташкента. Народу было столько, вспоминала она, что не было возможности даже нагнуться, чтобы отыскать тапочки, которые слетели с ног. Так моя преданная до последнего мгновения Сталину бабуля и шла без обуви до центра города, но больше всего переживала не за отдавленные ноги, а за то, чтобы донести целым и невредимым горшок с цветами к траурной доске с именем Сталина. Почему ей это было так важно, она никогда не могла толком объяснить, но утверждала: все те сотни и тысячи людей, которые шли тогда вместе с ней в едином порыве, плакали. И не показушно, а настоящими горькими слезами.
Вряд ли такое возможно сегодня. И по ком звонит колокол, можно вполне себе позволить посмотреть в повторах теленовостей или каких-то специальных ток-шоу. В отсутствие какой-либо внятной идеологии десталинизаторские интерпретации на темы Сталина и его времени становятся неким тестом на лояльность власти. Хорошо, если бы в этих стремлениях к исторической правде наблюдалась еще и последовательность. А то между очередными попытками свергнуть «вождя всех времен и народов» с незаслуженного героического пьедестала проходит чуть ли не столько же лет, сколько российская история отвела на годы сталинизма. И тогда как проба сил появляются в наших городах памятники Сталину, автобусы с его портретами, мемориальные доски с его именем.
А что? Подискутируют, повозмущаются, да и забудут. Привыкли же москвичи и гости столицы к строчкам из советского гимна, выбитым на стенах станции метро «Курская»: «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Говорят, даже специальные экскурсии теперь там проводятся.


Ссылка: Без Сталина - Независимая Газета

Комментариев нет:

Отправить комментарий