Счастливые мы, а того не знаем.
Унывать ли нам, если в поколении наших отцов и дедов мы имеем такое «облако свидетелей» - новомучеников и исповедников российских, не только послуживших примером верности Христу, но и помощников наших, учителей богомудрых.
Один из подвижников благочестия прошлого века, священник Сергий Мансуров во введении к своим знаменитым «Очеркам по истории Церкви» пишет: «Во все века, приходя на смену друг другу, в Церкви образовывались центры (средоточия духовной жизни), где вырабатывалось все, что для того и последующих веков служило руководством и духовным питанием… здесь (была) подлинная жизнь Церкви, ибо отсюда дух жизни растекается по всему телу Церкви».
Так вот, это средоточие духовной жизни, этот источник духовного питания сейчас здесь, у нас. Наша земля насквозь пропитана кровью новомучеников Российских. В наших лесах и полях, превращенных в полигоны НКВД, покоится множество святых мощей.
Идет огромная работа по изданию их жизнеописаний, писем из ссылок и концлагерей, их проповедей, их стихотворений и повестей, драгоценных дневниковых записей, музыкальных произведений…
Открываются небеса и на нас глядят эти люди, такие близкие нам. Они знают о наших невзгодах, о наших немощах. Устремим к ним сердца и услышим…
«Когда у меня улучится свободный часок, когда нет хронического недосыпа, когда не болит голова, я чувствую себя великолепно. Вы все знаете почему. Стою на Твердом Камне и не боюсь никаких волн. Это настроение бывает нередко, если ничто не смущает совесть, о чем постоянно забочусь. Я имею дерзновение, и всех вас и чувствую и ощущаю, тогда ничто и время и расстояние; в немощи своей и болезнях ощущаю силу, ясно, что не свою. Для меня ничто и заключение и узы, мне ничего не надо, у меня все есть, я всем обладаю, я радостен и счастлив, и всех встречаю с радостью и приветствием… Источник всякой жизни ведь всегда с нами и около нас, значит и нечего страшиться и беспокоиться. Он с нами и в здоровье и в болезни, и в жизни и в смерти». Это отрывок из письма 1932 года священноисповедника Романа Медведя домой из Соловецкого концлагеря на Поповом острове.
Письма из этого ада, где зимой заключенные вывозили ежедневно большую телегу, груженную трупами, на близлежащий островок-кладбище, могут послужить для нас великим и светлым призывом начать наконец подлинно христианскую жизнь.
Ведь отец Роман положил титанический труд, все свои силы на то, чтобы показать своим духовным детям, что такое истинная христианская жизнь, и подвигнуть их встать на этот узкий спасительный путь. Он учил, что в таинстве Крещения происходит духовное рождение человека, и от приступающих к купели требуется глубочайшая сознательность. Крещаемому должно быть понятно, что Духом Святым в него будет положено начало вечной жизни, что он должен умереть для греха и соединиться со смертью Христовой, побеждающей смерть. И теперь он готов подтвердить это в любой момент, т.е. безбоязненно смело умереть, потому что в нем Христос, победивший смерть.
Свои заветные мысли о подлинном христианстве отец Роман продиктовал своей духовной дочери, лежа на одре болезни, за полтора месяца до смерти. Вот отрывок из этих записей: «Христос умер для спасения нас от греха, умер, чтобы мы, глядя на Него, победившего смерть в воскресении, уже не дрожали за свои «подленькие животишки»… не боялись держаться правых путей из опасения, что от этого наша земная жизнь потерпит ущерб и даже смерть. Всякий верующий знает, что от самой смерти он ничего не потеряет, а выиграет, потому что тотчас же является причастником жизни Христовой в еще большей степени, так как плоть и кровь не дают возможности Христовой жизни раскрыться здесь на земле так, как она может раскрыться после смерти нашей, когда мы окажемся находящимися со Христом…
Цель достигнута – рабство греху из-за страха смерти уничтожено; крещаемые получают жизнь Христову воскресшую, т.е. смерть победившую, а посему они уже и не совершают греха и не боятся смерти. Здесь, на земле, они живут героически, небоязненно, как небожители, зная, что через смерть они не только ничего не теряют, а напротив, приобретают…».
Вспомним, что проповедь Спасителя, также как и проповедь Иоанна Крестителя, начиналась словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2; 4,17). По словам апостола и евангелиста Марка, первая проповедь Спасителя звучала так: «Покайтесь и веруйте в Евагелие» (Мк.1,15).
Вот какое толкование на эти евангельские слова дает священноисповедник Василий, епископ Кинешемский в своих глубоких и живых беседах на Евангелие от Марка: «С этого должен начинать всякий человек, вверивший себя руководству Господа Иисуса Христа.
Как первый шаг и как обязательное условие совершенствования требуются два усилия воли: 1) покайтесь! и 2) веруйте в Евангелие!
Мы знаем, что покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому, еще менее означает оно формальную исповедь: смысл слова гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план… Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всем – Бог; позади, после всего – мир и его требования, если только их нельзя совершенно выбросить вон из сердца. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся вся нити жизни, должен быть Бог.
Когда человек сумеет спаять все свои мысли, чувства и решения с этим единым центром, тогда из этого и создастся та цельность, монолитность души, которая дает громадную духовную силу. Кроме того, человек с таким устроением ищет исполнения только воли Божией и, в конце концов, может достигнуть полного подчинения или слияния своей слабой человеческой воли с всемогущей волей Творца, и тогда сила его вырастает до божественной силы чудотворений, ибо тогда действует не он, но в нем действует Бог.
Таков в общих чертах процесс развития духовной силы в человеке».
Святитель Василий начал проповедовать в 1918 году, будучи еще псаломщиком, по благословению священноначалия. Как человек блестяще образованный и носящий Христа в своем сердце, он понимал, как легко волки в овечьей шкуре во время богоборческого разгула могут обмануть и сбить с правого пути невежественного и суеверного человека. Поэтому он предпринял сугубые усилия для просвещения народа словом евангельской истины. Вениамин Сергеевич (мирское имя будущего святителя) стал ездить по приходам епархии и организовывать кружки по изучению Евангелия. Вскоре он завоевал горячую признательную любовь верующих.
В 1920 году Вениамин Сергеевич был рукоположен во священника, вскоре принял постриг с именем Василий и в 1921 году был хиротонисан во епископа Кинешемского.
Епископ Василий также ревностно вел работу в евангельских кружках, как и прежде. А выглядело это так. Ночью в любую погоду неустанный проповедник шел в далекое село, где была хата, в которой было условлено провести очередную беседу. В доме собирались жители не только этого села, но и близлежащих сел и деревень, так что места свободного не было. Святитель бодро и приветливо входил в дом, отечески благословляя всех, садился на пол, брал цитру и начинал играть на ней, запевая красивым голосом духовные псальмы. Народ подхватывал. Общее пение не только объединяло людей, но, по слову епископа и взрыхляло почву сердец для принятия слова Божия.
Истинный образ покаяния показывал своим духовным чадам отец Сергий Мечев, сын вселюбимого российского старца отца Алексия. Он говорил перед исповедью: «Многие приходят на исповедь с холодным сердцем, рассказывают о своих грехах спокойно, как будто о чем-то постороннем. А вот пришел мальчик и плачет, и плачет: у сестры конфетку взял. Вот как надо исповедоваться, родные мои». И сам отец Сергий каялся удивительно искренне и горячо, как тот мальчик, восходя от силы в силу и показывая пример духовной жизни своим чадам.
Отец Сергий, будущий священномученик, жил богослужением, трепетно и благоговейно священнодействуя, и тем вдохновляя прихожан. Весь приход храма он называл богослужебно-покаяльной семьей. И прихожане, приходившие в небольшой храм святителя Николая в Кленниках, что на Маросейке, как в свою семью, получали утешение и помощь и силы для дальнейшей тяжелой будничной жизни.
Вот воспоминания одной духовной дочери отца Сергия: «Служба, руководимая отцом Сергием, была исключительна. Голос его пел, и в этом пении изливалась его душа перед Богом. Хор шел за ним в воодушевленной молитве. Души молящихся присоединялись к хору, и общая молитва восходила к небу, как светлый столп. Казалось, что все святые, написанные на иконах, на стенах, присутствуют здесь живые и молятся вместе со всеми». Во время службы все ждали проповеди отца Сергия, и казалось, что его слова относились к каждому из присутствующих лично.
Вот, например, как пояснял отец Сергий возглашение «ныне и присно и во веки веков»: «Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем «ныне», будет совершаться «и присно и во веки веков», потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к вечной жизни. В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь. Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах «ныне и присно и во веки веков», и для закроется текущий в нем источник вечной жизни, мы навсегда останемся оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности».
В заключение приведем слова Соловецкого узника отца Романа Медведя: «Прошу всех не забывать Божьего пути, всем желаю духовного возрастания».
Комментариев нет:
Отправить комментарий