Сергей МУХАНОВ
Голодная Степь. «Строят насосную станцию», художник Владимир Петров
Жизнь
преподносит сюрпризы. Рядом с нами живут скромные, почти незаметные
люди. Мы не то что бы не ценим их общение – мы не всегда их даже
замечаем. И только иногда спохватываемся, что наш сосед или соседка –
свидетели уникальных событий, повидавшие такое, отчего леденеет сердце.
Мы часто отмахиваемся от них – нас не впечатляет их доступность,
сердечность, простота. Нам подсознательно нужны плакатные герои, и в
этих поисках мы не замечаем так называемых маленьких людей, вынесших на
своих плечах все тяготы нашей отнюдь не мирной жизни. Построивших и
отстоявших страну. Или – не отстоявших, но это уже не по их – по нашей
вине…
Не все знают, что первым репрессированным народом на территории СССР стали корейцы. Это произошло в печально известном 37-м...
В Духовщине, самом маленьком городе России, живёт скромная пенсионерка, ветеран труда, участница тех событий, пусть и в очень нежном возрасте: трёхмесячной малюткой её вывезли спецэшелоном, вместе с сотнями других людей, из Приморья в Узбекистан. Дальше расскажет сама Зинаида Юировна АНАХОВИЧ:
Не все знают, что первым репрессированным народом на территории СССР стали корейцы. Это произошло в печально известном 37-м...
В Духовщине, самом маленьком городе России, живёт скромная пенсионерка, ветеран труда, участница тех событий, пусть и в очень нежном возрасте: трёхмесячной малюткой её вывезли спецэшелоном, вместе с сотнями других людей, из Приморья в Узбекистан. Дальше расскажет сама Зинаида Юировна АНАХОВИЧ:
-
Нас с семьёй везли в течение трёх месяцев с Дальнего Востока, привезли
на станцию Голодная Степь в Узбекистане. Нас высадили, действительно, в
абсолютно голой степи. Моя семья – родители и четверо детей – была
выселена из Приморского края, село Заречье Михайловского района, это
пограничный район. Что инкриминировали? Враг народа, предатель родины –
по национальному признаку. В Приморском крае жило много переселенцев из
Кореи, перебравшихся туда после заключения корейско-японского договора
1876 года и русско-японской войны 1905 года. Я из семьи переселенцев. В
Россию переехали мои родители, потом уже родилась я – в Советском
Союзе. Моя девичья фамилия Хегай.
Доехали –
четверо детей и родители. Мы были единственной семьёй в этом эшелоне,
которая полностью сохранилась, перенесла дорогу. Родители рассказывали,
что все семьи теряли своих детей, а то и двух-трёх. У нас, корейцев,
тогда все семьи были многодетными… В пути была диверсия, крушение –
уничтожали нас, корейцев, как могли. Специально. На каждом полустанке
кого-то хоронили – родителей, детей, стариков. Люди умирали. История
это тяжёлая, тёмная и очень грустная (вздыхает).
Нас
привезли в степь и по сути бросили. Я – майская, мне было 3,5 месяца,
когда нас посадили в поезд в сентябре, в декабре привезли. Самому
старшему ребёнку – семь лет. Зима… Жили в землянке, потом переселились
на скотный двор.
- Что нужно было делать, чтобы выжить после депортации?
-
Траву ели. Лебеду ели, одуванчик, дикий лук. Родители ходили далеко –
за 50 и больше километров, искали траву. Государство нам в качестве
пайка давало муку – пекли лепёшки… Без травы не выжили бы. С нового
года стали организовывать колхоз. Ведь корейцы всегда занимались
земледелием… В том году зима была короткая, весна – ранняя, и вот под
снегом искали одуванчики, шпинат… Мы жили в 350 км от Ташкента.
Местность так и называлась – Голодная степь, а сейчас её в Узбекистане
зовут Цветущий край. Нам запрещено было уходить от поселения дальше 35
км. И вот взрослые ночами, чтобы их никто не видел, шли искать траву за
пределы этой зоны – очень страшно было. Я чудом выжила, я считаю. Мы,
дети, спаслись только благодаря любви и заботе наших родителей!..
- Ваши первые впечатления от встречи с властью?
- Вы знаете, я до сих пор не могу видеть звёздочку доброжелательно.
Мне
было 6 лет, шёл 43-й год. Я помню, что в кишлак приходил сотрудник
НКВД. Я маленькая была, видела только звёздочку на его шапке. Он ружьём
стучит в нашу дверь – выходите на работу, хлопковые поля обрабатывать!
Дверь из камыша, она мягкая, даже стука не раздаётся. В войну нам
сказали, что нужно одевать, обувать и перевязывать солдат – нужно
выращивать хлопок.
- Что изменилось в жизни депортированных корейцев с началом Великой Отечественной?
-
Для выращивания хлопка была нужна вода – корейцев организовали строить
оросительные каналы. Воду брали из Аральского моря, из-за этих каналов
оно так быстро и высохло. Ширина каждого канала – 10 метров, глубина –
6. Мы, дети, в них купались, многие тонули… Корейцы построили эти
каналы. Свои национальные кадры местные жители держали при себе, и они
на полях не работали в те годы. Узбеки только на базаре сидели. Корейцы
рис выращивали, хлопок выращивали… Я с шести лет работала на хлопке.
Нас, детей, заставили быть водовозами. Взрослые работают с кетменём
(тяпкой) в руках, а мы вёдра носили на жердях с сестрой – из арыка на
поле. Падаем, пока несём, проливаем, возвращаемся назад за водой –
опять несём…
- Мужчин не хватало?
-
Молодых мужчин собирали в трудовую армию. В действующую армию как
врагов народа корейцев не брали, но многие корейцы воевали – выдавали
себя за представителей других народов, говорили в военкомате, что они
из Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана…
- Получается, при всём притеснении и неуважении со стороны властей готовы были защищать страну?
(моя
собеседница всплёскивает руками) - А как же!.. Конечно! Я работала
шестилетней девочкой – нам сказали, что солдат нужно одевать, в России
холодно, они мёрзнут в снегу!.. Мы сугробы-то только в кино видели, в
хронике. Какой у нас там был снег, выпал – растаял… Мы пытались
защитить нашу Родину – ногтями цеплялись, грызли эту землю… Дети
работали на хлопковых полях – без воды, в 40-45 градусов, падали,
умирали…
- Поступали ли к вам впоследствии в Голодную Степь другие репрессированные?
-
В 42-м году, помню, привезли турок и чеченцев. Помню, они между собой
подрались. Мне было 4,5 года – видела голову отрезанную, валяющуюся, –
страх божий! Потом долго не могла в себя прийти… Потом привезли немцев,
потом – крымских татар. С Северного Кавказа было много национальностей
– например, уйгуры…
- Ходили ли вы в школу?
-
Да, школа была, корейская. Мы учились на родном языке. В школу идём,
сразу задание получаем – приходим домой, перекусили – пошли в поле
работать. С первого класса работали. С Дальнего Востока приехали
грамотные люди, они могли преподавать, но их же забрали потом в
трудовые армии… Мы самообразованием занимались!.. Русскую учительницу
мы впервые увидели в 49 году – она одна приехала, с голубыми глазами,
все остальные – корейцы. Учителя у нас в большинстве были вчерашние
школьники, которые окончили 10 классов. Там, в колхозе, невозможно было
жить грамотным людям – что их ожидает в таком окружении?!
- Когда появились на руках какие-то документы?
-
До 1956 года нам нельзя было покидать зону в 35 км вокруг поселения. До
1958 года не давали паспорта. Потом на волне хрущёвской оттепели стали
выдавать временные – трёхмесячные, шестимесячные паспорта … Мы,
корейцы, не могли никуда выезжать – нам не разрешали. Мы – враги
народа, и – всё! Мой старший брат «зайцем» поехал в Ташкент, сдал на
пятёрки экзамены в авиационное училище, а в списках зачисленных его
нет. Он спрашивает: почему? А ему говорят: нам нужны свои кадры, а ты –
враг народа! Это был 1947 год.
- Как ему удалось так хорошо сдать экзамены?
-
Никого не хочу обидеть, но мы, корейцы, люди неглупые и трудолюбивые.
Семилетку он окончил у нас в колхозе, потом поехал в русскую деревню, –
мы тогда так говорили, – там была десятилетка. Поехал поступать с
аттестатом зрелости, со свидетельством о рождении – паспортов у нас не
было… Он впоследствии закончил Московский лесотехнический институт, в
Мытищах – приехал в Москву «зайцем», ехал из Узбекистана в Россию на
крыше вагона, и только за Самарой (Куйбышевым) перебрался в общий
вагон. После войны нужны кадры были, и он поступил.
- Как вы выбрались?
-
В послевоенные годы колхоз стал расти, понадобилась почтовая связь.
Меня назначили начальником отделения связи, 21 год мне был. Раз я стала
материально ответственным лицом, я начала просить документы. Районное
начальство дало мне разрешение на учёбу. Я поехала и поступила, но, к
сожалению, не туда, куда мне было нужно. Трёхмесячный паспорт мне
оформляли очень долго, и я не успела подать документы в институт
технической связи в Куйбышеве, и вроде бы неплохо подготовилась, но –
не получилось. И поступила в педучилище, на дошкольную работу – город
Вольск в Саратовской области. Приехала – а мне там: «Ты – враг народа,
шпионка!» Это 58-й год. «Вы, корейцы – предатели!», и всё. Я даже не
выходила в город – доставалось. Хорошо, у нас директриса в педучилище
была женщина мудрая, много перенёсшая, она меня приметила – сказала:
«Находись у меня в училище в канцелярии». Я там в канцелярии у неё
целый месяц жила, до начала учебного года. По улице невозможно ходить
было: у меня как у кореянки волосы длинные были – дёргали, унижали,
оскорбляли, как хотели! Ой!.. «Враг народа, шпионка!..» И не
пожалуешься никому. Дали общежитие – поселили меня с детдомовскими. Они
– тоже как большая семья, и я себя с ними чувствовала более-менее
спокойно.
- Был ли кто-то ещё в вашем окружении, кто относился к репрессированным с сочувствием?
-
Были, конечно! Большей частью. Тогда было много людей порядочных. Нас
жалели, нас уважали. Потому что корейцы – очень трудолюбивые, очень
послушные, доброжелательные, неприхотливые, умные, не сочтите за
нескромность. Нас ценили. Иначе мы бы не выжили…
- Вы были пионеркой?
- Была. И галстук носила.
- В комсомол звали?
- Не то что звали – заставили! И в партию приглашали, потом. Трудились-то на благо… Я отказалась.
- Когда к вам изменилось отношение в обществе? Когда вас перестали дразнить шпионкой?
- Это где-то в начале шестидесятых…. После XXII съезда партии.
- Как в дальнейшем сложилась ваша жизнь?
-
Я отучилась в педучилище, меня направили в Новосибирск. Я поняла для
себя, что мне нужно учиться дальше. Поступила в Кемерове на заочное
обучение на педагогическое отделение. Мне пришлось дополнительно
заниматься – я же очень плохо разговаривала по-русски. Поэтому каждую
неделю я сидела в библиотеке субботу и воскресенье – читала, читала,
читала… Работала по профессии – воспитателем детского сада. Из
хлопкоуборочной труженицы и начальника отделения связи – в воспитатели
детского сада (улыбается). Потом – заведующая деткомбинатом. Потом,
набрав опыта, работала преподавателем педучилища, сама готовила
воспитателей детских садов. Преподавала педагогику, психологию,
дошкольное образование.
- Как вы оказались на Смоленщине?
-
Я работала в Новосибирске, потом уехала на Дальний Восток, вышла замуж,
оттуда – в Кустанай, потом – в Чимкент, это южный Казахстан, а потом я
перебралась сюда, к дочке, на Смоленщину, в годы развала – в девяностые
(улыбается). Мой муж – белорус, семья у нас интернациональная. Я
отработала в общей сложности 41 год, сейчас давно на пенсии. Принимаю
активное участие в жизни первичной организации инвалидов-жертв
политических репрессий. Наш председатель правления, вы знаете,
Турченкова Лилия Альфредовна.
- Когда вы были реабилитированы?
-
Только в 1997 году, через суд. Пришлось обращаться в прокуратуру, в
посольство, искать свидетелей… Было целое судебное производство!
Реабилитацию получили только те, кто смог добиться, настоять – в
индивидуальном порядке, а ведь выселяли в массовом… Знаете, у меня
отчество в паспорте появилось только в 34 года – муж настоял, а так
были документы без отчества…
- Когда советский режим, причинивший вашей семье столько боли, рухнул, в 1991 году – что вы чувствовали?
- Ох… Боль! Нас разъединили! Сестра моя сразу оказалась за границей, и многие мои друзья, с которыми я училась – тоже.
Помимо
привезённых четырёх детей, в Узбекистане в этой корейской семье
родилось ещё шестеро (!) детей. Можно только догадываться, какую
многотрудную жизнь прожили родители, вырастившие десятерых без бабушек
и дедушек. Отец ушёл из жизни в 59, мать – в 65 лет. Сейчас, увы, уже
Зинаида – самая старшая в семье…
Младшая
сестра, Галина, родившаяся уже в Голодной Степи, в 20 лет уехала в
Казахстан и живёт там по сей день. В прошлом году она навещала старшую
сестру в конце октября. В День памяти жертв политических репрессий
женщины приехали почтить память безвинно наказанных и замученных в
мемориал «Катынь». Зинаида Юировна так поясняет свою поездку:
-
Я не первый раз приезжаю в Катынь на день памяти жертв политических
репрессий, почему-то тянет… Вспоминаю моих близких, знакомых – они
погибли, а здесь мемориал… Другого места поминовения у нас нет, и в
этот день можно прийти только сюда.
Сёстры могут судить о том, как относятся к представителям репрессированных народов в разных странах СНГ:
-
В Узбекистане тяжело с взаимопониманием, там национальная рознь. В СНГ
многие пострадавшие корейцы реабилитированы, в Узбекистане – ещё нет. У
меня там один брат, 46-го года рождения, не реабилитирован до сих пор:
«Россия тебя сюда отправила – иди туда и реабилитируйся!»
Сестра
Галина живёт в Алма-Ате. Зинаида Юировна знает из первых рук, что в
Казахстане государство заботливее к репрессированным. Им
предоставляются существенные льготы – 50%-ная скидка при проезде на
общественном транспорте, 50%-ная скидка при покупке лекарств,
полагается доплата к пенсии. Кроме того, в Казахстане более
сбалансированные межэтнические отношения, нет бытового деления людей по
национальному признаку.
Зинаида Юировна
только вздыхает. В России жертвы политических репрессий лишены такой
поддержки, отношение к ним в обществе во многом настороженное – скажем,
муниципальные власти в большинстве своём очень неохотно помогают
деятельности общественной организации, объединяющих жертв сталинского
режима. А ведь это уже очень немолодые люди, им важны не только
внимание, но и уход…
Хочется поставить
оптимистическую точку в этой истории, но её нет. Говорят, время лечит.
Отчего же так долго болят в душе старые раны?!
Карта депортации народов
В качестве справки. Депортация корейцев в СССР
Депортация
корейцев началась в сентябре 1937 года. На основании совместного
постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428-326 «О выселении корейского
населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного
Сталиным и Молотовым, 172 тысячи этнических корейцев были выселены из
приграничных районов Дальнего Востока на новое место жительства, в
Среднюю Азию. Это были некоторые районы Казахстана и Ташкентская
область Узбекистана.
Депортация
мотивировалась тем, что 7 июля 1937 года японские войска вторглись в
Китай, а Корея была в то время частью Японской империи. Репрессиям
подвергались также бывшее граждане про-японского государства
Маньчжоу-Го и бывшие служащие Китайско-Восточной железной дороги
(приказ НКВД от 20.09.1937 г. № 00593).
По
сведениям и переписям населения за 1983 год, больше всего корейцев (350
тысяч человек) на территории СССР проживало в Узбекистане. Следует
отметить, что после распада СССР в отличие от России и Казахстана в
Узбекистане не было принято акта о насильно переселённых народах.
Однако, часть корейцев, проживавших в Узбекистане, также как и
представители других некоренных народов стали эмигрировать из
Узбекистана в другие страны, в том числе и в Россию и Казахстан.
Депортация советских корейцев осенью 1937 года стала первой сталинской депортацией целого народа.«Википедия»
Комментариев нет:
Отправить комментарий