Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы планирует начать публикацию первых архивных документов о деятельности КГБ и его агентов на территории республики.
Сообщается, что имена людей, которые своевременно признались в сотрудничестве с советскими органами госбезопасности, не будут преданы гласности.
Публикация первых документов о работе КГБ на территории Литвы намечена уже на март. Эти материалы охватывают период с 1960 по 1990 годы.
Цель публикации, как уточнила гендиректор центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы Тересе-Бируте Бураускайте, - получить как можно больше информации о деятельности органов госбезопасности.
Российские архивы
В современных российских архивах также достаточно документов, в том числе под грифом "совершенно секретно", относящихся к советскому периоду российской истории.
Заместитель директора Государственного архива России Лариса Роговая в интервью Би-би-си, рассказала, что большинство дел с грифом "секретно" хранятся в архивах силовых ведомств.
"У нас [в госархиве] меньше 4% дел, которые остаются на секретном хранении - порядка 200 тысяч единиц из 6,5 миллионов. А если мы говорим об архивах силовых ведомств - Минобороны, ФСБ, - то это еще не один десяток миллионов единиц хранения", - заявила Роговая.
Рассекречивание и публикация многих документов и сейчас может нанести ущерб госбезопасности, считает историк Юрий Цурганов.
"Думаю, что и сейчас нанесет, хотя 10 лет назад это было бы серьезнее, - полагает Цурганов. - Опубликование подобных списков было мечтой молодого поколения. По результатам августа 1991 года этого не произошло"
Как считает Юрий Цурганов, временная грань не является принципиальной и сейчас, так как рассекречивание затрагивает интересы родственников.
Сами архивисты, в целом, "за" рассекречивание, но если силовые структуры передадут документы в ведение гражданских архивов, остро встанет проблема элементарной нехватки места для хранения, говорит Лариса Роговая.
Количество дел, которые могут поступить в ГАРФ, в три-четыре раза превышает количество уже имеющихся документов.
Гостайна или срок давности?
По словам Юрия Цурганова, Госархив сознательно придерживается политики максимальной открытости документов, но есть и другие примеры, когда доступ к архивам со временем еще больше затрудняется.
"Последние 11 лет мы являемся свидетелями создания нового культа - культа 9 мая. Все, что не работает на святость идеала, прячется. Неприглядное поведение партизан, Красная армия взрывает госпитали немцев или их санитарные поезда, советские партизаны грабят население - вот это все убирается", - рассказывает Цурганов.
Старший научный сотрудник общества "Мемориал" Никита Петров говорит, что большая часть архивов КГБ, находящихся на территории России, по-прежнему засекречена.
"Эта ситуация, которую должны были бы исправить в начале 90-х годов, не улучшается, а с каждым годом становится все хуже, - говорит Петров. - Потому что подходы людей, которые там работают, к рассекречиванию собственных документов не выдерживают никакой критики. Например, оставляют на секретном хранении материалы ВЧК времен Дзержинского. Подобный ведомственный консерватизм трудно еще где-либо представить".
Секретность документов в России регулирует Закон о гостайне.
Согласно его положениям, срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет.
В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий