четверг, 10 марта 2011 г.

Они сражались за Сталина


55 лет назад - 9 марта 1956 года - в Тбилиси расстреляли демонстрацию в защиту "доброго имени Сталина". Об этом мрачном эпизоде начала хрущевской оттепели долгое время не вспоминали - даже после развала СССР.

В марте 1956 года грузины, как и все советские граждане, собирались почтить память Иосифа Сталина. Но 25 февраля первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев выступил на съезде партии с закрытым докладом "О культе личности и его последствиях". Содержание доклада известно лишь делегатам съезда. Они шокированы. Членов грузинского ЦК ознакомили с текстом 5 марта. Эти вообще теряют голову. Потому что улицы Тбилиси, Кутаиси, Телави, Гори уже забиты возмущенными людьми. Они вышли защищать Сталина.
- Я учился на втором курсе, - рассказывает бывший педагог Нико Ломинадзе. - Мы только и говорили, что о выступлении Хрущева. Самого текста не видели, но слухов хватало. Столько лет нам твердили, что Сталин - это наше все! Вдруг он становится преступником, палачом. И кто его обвиняет? Его соратники! Для меня тогда словно мир рухнул, жизнь закончилась!
Историки все еще пытаются ответить на вопрос: почему в те годы в сознании молодых грузин Сталин и Грузия стали синонимами? Пока сходятся на том, что в них с детства вдалбливали гордость за то, что Иосиф Виссарионович - их земляк. А потом поставили им это в вину.

Но республику не обошли общие для граждан СССР беды. Было жесточайшее подавление антисоветского восстания в 1924 году. Была насильственная коллективизация. По количеству репрессированных Грузинская СССР занимает первое место в СССР в процентном соотношении к населению. Сталин и Берия прошлись по ней бульдозером.
И все же, говорит один из участников событий 55-летней давности Отар Григолия, доклад Хрущева был воспринят как национальное оскорбление. Почти всеми.
- Маму мою перед самой войной сослали в Казахстан. Там она умерла. Дед вернулся из Сибири летом 56-го, его судили как меньшевика и вредителя, - с трудом подбирает слова Отар Николаевич. - Не помню точно когда, но я рассказал ему, что участвовал в мартовских демонстрациях. Он только спросил: "Не стыдно тебе, сынок?" Я заплакал...
Выступления начались спонтанно. 3 марта. Первыми у огромного монумента Сталину на тбилисской набережной появились студенты. Потом к ним присоединились рабочие. Как говорят очевидцы, на улицы вышли не меньше 70 тысяч человек. Многие из них - фронтовики. Это знаковый момент.
5 марта прошли траурные шествия, кумиру воздали должное. Но расходиться не стали. События приняли необратимый характер. Демонстрации перекинулись на другие города. Но самые грандиозные - в Тбилиси. На набережной, на проспекте Руставели. Лозунги: "Долой Хрущева!", "С Лениным и Сталиным - к победе коммунизма!".
Многим запомнились носящиеся по городу грузовики, забитые людьми с красными знаменами и огромными портретами вождей Октябрьской революции. На одном из таких возили актеров, загримированных под Ленина и Сталина. Популярен "сталинский" гимн Грузинской ССР. Читают стихи отца народов и о нем. Выступают известные литераторы, ученые, простые студенты, ветераны, рабочие.
Руководство республики в прострации. Не в состоянии повлиять на события руководитель грузинской компартии, генерал-лейтенант Василий Мжаванадзе. К тому же оратором он точно не был, да и грузинским владел еле-еле. Так что его робкие попытки уговорить молодежь безрезультатны. Мелкие уступки воспринимаются как поражение власти.
А демонстранты предпринимают неординарные шаги. В Тбилиси отдыхает после XX съезда КПСС китайский маршал Чжу Дэ. Сподвижник Мао Цзэдуна и большой авторитет. К нему отправились несколько тысяч демонстрантов с просьбой "защитить имя Сталина". Маршал дважды "приветствовал студентов", принял их представителей. Говорят, даже отправил одного из членов китайской делегации выступать на митинге.
8 и 9 марта митингующие предъявили власти свои требования. В сохранившейся в архиве МВД Грузии депеше, посланной председателю КГБ СССР Ивану Серову, чисто политических требований практически нет. Если не считать таковыми восстановление Сталинской премии, показ кинофильмов и спектаклей о Ленине и Сталине.
Политические пункты дошли в пересказе. "Показания" разнятся. Видимо, позиции не всегда совпадали. Хотя отставки Хрущева и создания нового правительства требовали все. Практически не было антисоветских воззваний. Хотя все чаще звучали призывы к выходу "советской Грузии из СССР". Однажды произошла стычка между "людьми в штатском" и исполнителями гимна "меньшевистской Грузии".
Развязка наступила ближе к полуночи 9 марта. Командующий Закавказским военным округом, генерал армии Иван Федюнинский уже ввел в Тбилиси боевую технику. Кто конкретно отдал приказ - тайна.
С этого момента рассказы очевидцев идентичны. Несколько человек идут в Дом связи. Они должны послать поздравительную телеграмму опальному Вячеславу Молотову. У него день рождения. Их задерживают солдаты. Демонстранты бросаются им на выручку, и тут военные открывают огонь. По архивным данным МВД Грузии, убиты 27 человек. Почти сразу подъезжают грузовики, на них вывозят трупы и раненых.
Совсем ничего не известно о количестве жертв бойни на набережной. Там в "бой" брошены бронетранспортеры и танки. Демонстранты вынесли в первые ряды портреты Ленина и Сталина. Не помогло. От пуль, под гусеницами погибли от 60 до 150 человек. Многие, пытаясь спастись, прыгали в Куру, разбивались, тонули.
Хоронили погибших тайно, на кладбища допускали только родных. Больницы были под охраной милиции.
На следующий день власти обвинили в трагедии "дезорганизаторов и провокаторов". Всего за участие в митингах задержали 375 человек. Среди них 34 члена КПСС и 165 комсомольцев. Осудили 39.

Комментариев нет:

Отправить комментарий