пятница, 4 марта 2011 г.

…И приравненные к ним лица


3 марта 2011 года

Как это ни печально, но о них мы вспоминаем редко: в День Победы или 30 октября – в День памяти жертв политических репрессий. В Тольятти их осталось чуть меньше двух тысяч. Объединяет их городская общественная организация «Жертвы политических репрессий», которая была образована в 1997 году. Конечно, в памятные дни им почет и уважение, гвоздики и фанфары, а что между праздниками? Какие проблемы волнуют тех, кто когда-то пострадал от государственной машины? Как им живется-можется?

Ответы на эти вопросы мы попытались получить, побывав на собрании членов организации «Жертвы политических репрессий» (ЖПР). На повестке дня, как говорится, были злободневные вопросы: внеочередное бесплатное оказание медицинской помощи, бесплатное протезирование зубов, получение льготных рецептов на медицинские препараты. Председатель организации Нияз Ялымов пригласил на собрание чиновников из департамента здравоохранения, социальной поддержки и аппарата мэрии. И у каждого получилась своя правда. Чиновники сыпали названиями постановлений федерального и регионального правительств, называли вроде бы оптимистичные цифры: там-то и столько-то обслужено людей, а если где-то и что-то не получилось, так это, извините, из-за недостатка финансирования.
Вопросы и реплики из зала были более конкретными. Например, о том, что в поликлиниках сплошь и рядом висят объявления: «Ветераны и инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица обслуживаются вне очереди». То, что «приравненные к ним» как раз и являются жертвами политических репрессий, знают не все медики. А стало быть, поход в поликлинику порой превращается в разговор о том, кому положены льготы, а кому – нет.
Кроме этого, в аптеках до сих пор нет списка на льготные лекарства. И в том, что эта задержка по вине областного министерства, людей мало успокаивает. Вопросы они задают местному руководству.
Больная тема – бесплатное зубопротезирование. Мало того, что средств на эти нужды поступает недостаточно, так под разными предлогами стоматологи ухитряются раскручивать на деньги и тех льготников, кто все-таки дождался своей очереди. После жалобы одной из общественниц ЖПР в правлении организации помогли оформить петицию, ей вернули потраченные на бесплатные протезы пять тысяч рублей. Теперь такую же жалобу подготовил и Нияз Ялымов, которому льготные зубки в этом феврале обошлись в 3700 рублей.
В свое время городская организация «Жертвы политических репрессий» приложила немало сил, чтобы увековечить память невинно пострадавших: в городском парке появился мемориал «Скорбящий ангел» – единственный в Самарской области. Прошло пять лет, а у Ангела до сих пор нет заботливого хозяина: город никак не может поставить его на баланс. На многочисленные обращения в мэрию приходили отписки, последняя, правда, обнадеживала: вопрос с мемориалом будет окончательно решен в четвертом квартале 2010 года. К концу подходит первый квартал нового года, а воз, вернее, статус мемориала, и поныне там.
Претензий к власти, как местной, так и региональной, на собрании жертв политических репрессий прозвучало немало. Но главная из них: чтобы добиться законных льгот и соответствующего отношения к репрессированным, надо постоянно упражняться в написании жалоб и претензий, делать запросы, ходить на приемы к чиновникам, бить челом или судиться. В активе ЖПР выигранный судебный процесс у Генеральной прокуратуры РФ в части неисполнения определения Конституционного суда РФ о признании детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения репрессированных родителей, подвергнутых политическим репрессиям и подлежащих реабилитации… В результате прибавку к пенсии и дополнительные льготы стали получать 600 жителей Тольятти. Выиграны судебные процессы и получены положительные решения правоохранительных органов по восстановлению прав членов организации И. Стригина, М. Большовой, П. Шанькова, В. Босслер, С. Масленко, ныне покойных Р. Картавцевой и Е. Арзамасцевой…
В актовом зале, предоставленном мэрией на три часа для проведения собрания, было около ста – ста пятидесяти человек. Люди в основном немолодые, к своим годам с кучей болячек и проблем. Их год от года становится все меньше, и в этом, наверное, не только безжалостное время виновато. Один неробкого десятка дедушка попытался выяснить у представителя департамента здравоохранения, что конкретно делается для того, чтобы увеличился средний срок продолжительности жизни россиян? При этом сослался на слова президента, который говорил, что скоро мы приблизимся к японским долгожителям. В ответах прозвучали слова «плохая экология», «наши традиции» и даже  «менталитет». Из зала тихо добавили: «И наплевательское отношение к нашим нуждам».

Комментариев нет:

Отправить комментарий