понедельник, 29 августа 2011 г.

Трудоармейцы жили хуже, чем заключенные


Ольга Бердецкая
29.08.11


В Краснотурьинске вспомнили подвиг немцев, построивших город и завод

Уже в понедельник, 29 августа, с памятного креста трудоармейцам, установленного в районе городской плотины в Краснотурьинске, исчезли все гвоздики и испорчена поминальная корзина, которые появились на этом месте днем ранее, 28 августа – в День памяти трудоармейцев. «Молодежь история не интересует, – считает 76-летний Александр Карлович Кремер. – Они говорят, что это ваша история, что сейчас совсем другое время»...

Иван Филиппович Вайс, председатель краснотурьинского немецкого общества «Возрождение», может не согласиться с Александром Карловичем – во время акции памяти трудоармецев, по сути, построивших Краснотурьинск, Богословский алюминиевый завод, городскую плотину и Богословскую ТЭЦ, Вайс предложил присутствовавшему на мероприятии заму мэра по социальной политике Михаилу Корсикову рассмотреть вопрос о проведение классных часов в районе памятного креста, во время которых рассказывать школьникам историю города и людей, его построивших.

– Мы жили, как заключенные, даже хуже заключенных, – вспоминал прошлое Иван Филиппович Вайс, – завод плотину, дома нужно было строить быстрыми темпами, а людей не хватало. Не хватало и еды... Многие погибали...
 Трудоармейцы – это не военнопленные немцы. Трудоармейцы – это, если можно так сказать, обрусевшие немцы, предки которых поселились в России еще при Екатерине Второй. Александр Карлович Кремер рассказывает: в то время в Германии было не стабильно, «Катька позвала и многие ушли жить в Россию». И Именно эти люди попали в немилость советских властей 28 августа 1941 года, когда на увидел свет Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Тогдашнее правительство страны решило, что эти люди являются подсобниками фашистской Германии, поэтому их нужно отослать куда подальше – на Урал и в Сибирь.

– Я очень хорошо помню этот день, – вспоминает Александр Карлович. – Хотя мне тогда было всего 6,5 лет. Это произошло 4 сентября 1941 года. Нас загрузили в товарные вагоны... Знаете, что такое товарные вагоны? Где телят возят... Народы было столько, что дышать было невозможно – было очень жарко... На везли в Красноярский край, через Казахстан... Мы ехали до 16 сентября... На остановках разрешалось выйти на улицу только одному представителю от одной семьи...

Русским немцам не разрешали брать с собой много вещей – минимум одежды и еды. Иван Филиппович Вайс вспоминал, что им приходилось обменивать одежду на еду – лишь бы не умереть с голоду. Уже в Сибири немецкие семьи начали разъединять – тех, кто мог работать, сразу же отправляли в трудовые лагеря, детей – в детский дом. Александр Карлович говорит, что его с младшим братом от казенного учреждения спасло то, что мать присматривала за слепой бабушкой. Отец и старший брать Кремера попали в Краснотурьинск.

Трудовые лагеря были открыты – трудоармейцам разрешили привезти свои семьи – уже после войны. Александр Карлович говорит, что его, брата и маму в Краснотурьинск вызвал старший брат – отца тогда отправили работать на шахты, посчитав его врагом народа. «Мы жили в трехкомнатной квартире – в каждой комнате по семье, – говорит Кремер. – Мы поселились на кухне – четвертой семьей... Никогда не забуду, как тараканы на пол с потолка падали». Навсегда в памяти у 76-летнего мужчины и 1947-1948 годы – когда был страшный голод. «Весной, летом осенью травой питались», – рассказывает Александр Карлович.

Немцам многое запрещалось, для них вводилось много ограничений – даже после войны. Например, им запрещалось покидать границы одного конкретного города – за это могли наказать 20 годами каторжных работ. Ежемесячно все, кто был старше 16 лет должен был отмечаться в комендатуре. Паспорта людям не выдавали. «И всегда надо было думать, что говоришь. Мать учила меня – держи язык за зубами. Отец вот не умел, вот и пострадал из-за этого», – говорит Кремер.

Во время войны и в послевоенные годы только в Краснотурьинске умерло 3480 трудоармейцев – Иван Филиппович Вайс более 20 лет собирал материалы о каждом немце, сосланному в Краснотурьинск для строительства завода и города. Имена всех погибших расположены рядом с памятным крестом.

Ссылка: Трудоармейцы жили хуже, чем заключенные - Газета "Вечерний Краснотурьинск"

Комментариев нет:

Отправить комментарий