14.09.2011
Одним из самых чудовищных преступлений сталинского режима была созданная в 30-е годы прошлого века система концлагерей, где ежедневно умирали тысячи советских людей. Среди крупнейших в системе ГУЛАГа был расположенный в городе Дмитров «Дмитлаг», созданный приказом НКВД №889 от 14 сентября 1932 года.
Лагерь выполнял задачу использования труда заключенных на строительстве канала Москва – Волга и просуществовал до 1938 года. История его возникновения такова: 15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о строительстве канала, который соединит две реки Волгу и Москву. Первоначально возведение канала Москва-Волга поручили Наркомводу СССР, однако работы велись крайне медленно, и 1 июня 1932 года строительство гиганта второй пятилетки передали ОГПУ СССР.
Для «Дмитлага» были выбраны здания Борисоглебского мужского монастыря и прилегающего к нему бывшего духовного училища. В монастыре в то время находился музей Дмитровского края. Его сотрудники отказывались выполнять предписание ОГПУ и покидать стены музея, за что их взяли под арест и работники культуры стали одними из первых узников лагеря.
Вскоре на строительство канала начали прибывать этапы заключенных из других лагерей.
В «Дмитлаге» был установлен 10-часовой рабочий день. Нормы выдачи хлебы были таковы: усиленная группа заключенных, при выполнении задания на 79%, получала 600 г хлеба в день, основная - 400 г, штрафники – 300 г.
Очень быстро Дмитровский лагерь стал самым крупным в системе ГУЛАГа. Согласно переписи, проведенной 31 декабря 1932 года, число заключенных составляло 1 200 тысяч человек. Это в 5 раз больше, чем в гитлеровском Бухенвальде.
За время существования лагеря погибло от голода и болезней 25 тысяч человек, расстреляно только на Бутовском полигоне 8 тысяч человек. По масштабам уничтожения – больше, чем во время «марша смерти» в Заксенхаузе, когда фашистами было уничтожено 30 тыс. человек.
Заключенные, выполнявшие непосильную физическую работу, буквально падали замертво от голода. Несмотря на все запреты, они собирали на помойках отходы продуктов, ели ядовитые травы и ягоды, а потом умирали в страшных мучениях. Часто случались побеги. В специальном отделении «Дмитлага» была создана должность «уполномоченный по борьбе с побегами». Дезертиров ловили, давали новый срок, либо расстреливали.
Наибольшая смертность в концлагере была в 1933 году, когда умерло почти 9 тысяч человек (16% от тогдашнего «населения» лагеря).
О том, в каких условиях находились узники «Дмитлага», можно судить по воспоминаниям современников: «Тысячи грязных измученных людей барахтались на дне котлована по пояс в грязи. А был уже октябрь, ноябрь, холода стояли страшные! И главное, что запомнилось: заключённые были истощены предельно и всегда голодны». «Смотрим: то один, то другой зэк в грязь падают. Это они умирали от слабости: предел сил наступал. Мёртвых складывали на тележки — „грабарки“ и увозили…». «Ближе к ночи, чтоб не было случайных свидетелей, … тянулись с канала целые караваны „грабарок“ с трупами, облачёнными в нижнее рваное бельё. Лошадей погоняла специальная похоронная команда. Ямы, длинные и глубокие, выкапывались в роще заранее днём. Людей сбрасывали в могильники как попало, одного на другого, будто скот. Только уедет один караван — за ним приезжает другой. И снова сбрасывают людей в ямы».
Еще более страшные картины рисует один из бывших заключенных. По его рассказу, однажды прорвало плотину. Для ликвидации прорыва толпу зеков загнали в заполненный ледяной водой дюкер - назад не выбрался никто.
Другой эпизод. В бетонный массив западной башни нижней головы шлюза №3 стал вечной могилой одного из заключенных, работавших на стройплощадке в Яхроме. Подача раствора была уже начата, когда один из заключенных пошатнулся от истощения и упал в бетонируемый котлован. Производитель этих работ (прораб), зная, что по технологической инструкции запрещается прерывать начатое бетонирование, запретил другим работающим поднимать упавшего. Тело этого человека навсегда осталось замурованным в бетоне устоя шлюза.
«Великие стройки коммунизма» в прямом смысле этого слова построены на костях советских людей. Забыть это нельзя.
Пусть это помнят и те, кто с такой лёгкостью говорит о достижениях коммунизма, о возвращении счастливого советского времени. Пусть помнят цену, которую заплатил народ.
Нынешним коммунистам, нужно бросить все силы на покаяние, на смывание крови с и без того красного знамени, а не использовать в рекламных целях портреты Сталина.
Если мы забудем то, как издевались над нашим народом меньше ста лет назад, то мы приблизим возвращение тех страшных лет. Поэтому хотя бы раз в году, 14 сентября, в день открытия «Дмитлага», нужно вспоминать те события, рассказывать о них молодёжи, делать всё, чтобы жила память мучеников и умерли надежды палачей на возвращение к власти.
Ссылка:
Москва-Волга. Цена: 1,2 миллиона жизней - ИАП "НовостиМО"