суббота, 26 февраля 2011 г.

"Хлопнут без некролога"


25.02.2011

Фото: РИА Новости
- шутил Сергей Королёв. Когда сидел…
Сергей Павлович был арестован в 1938 году в числе сотрудников Ракетного научно-исследовательского института.
Незадолго до этого во время стендовых испытаний первого советского ракетоплана произошла авария – Королёв получил травму головы. Три недели пролежал в больнице. Арестовали его вскоре после выписки.
Вечером 27 июня Сергей Павлович и его супруга слушали на патефоне купленную в тот день пластинку с русскими народными песнями. Раздался громкий стук в дверь. Вошли двое и управдом в качестве понятого. Квартиру обыскали, опечатали одну из двух комнат и увели Королёва. Забрали документы, чертежи, письма, фотографии, деньги.
Королёва поместили в Бутырскую тюрьму. Обвинили в том, что он состоял в группе троцкистов, созданной в Ракетном НИИ. 27 сентября 1938 года Военная коллегия Верховного суда приговорила конструктора к десяти годам заключения и пяти поражения в правах. Осуждённый был отправлен на Колыму. Летом 1939 прибыл во Владивосток, затем семь дней следовал на пароходе «Дальстрой» в бухту Нагаева, после чего был доставлен на золотоносный прииск Мальдяк.
Королёв добывал золото. Рабочий день длился 12 часов. Паёк был скудным, лагерная охрана и уголовники притесняли его. Королев обессилел, началась цинга, стали опухать ноги. В те годы на прииске Мальдяк  от истощения и болезней ежемесячно погибали 200-250 человек.  
Королёв утратил способность передвигаться, с трудом ел, из-за цинги выпадали зубы.
И даже когда поступило распоряжение о его этапировании в Москву, Королёв чудом добрался туда живым. Во время этапа до Магадана он едва не умер от голода. Затем не попал на пароход «Индигирка», и это оказалось спасением: судно с 740 заключёнными выбросило на рифы. Японские шхуны спасли только команду и пассажиров с палубы.
В Хабаровске начальник пересыльной тюрьмы, увидев, что Королёв находится в критическом состоянии, отпустил его без охраны к врачу. Это спасло ему жизнь.

В Москву Королёв был доставлен 2 мая 1940 года. Однако это еще не было избавлением – скорее наоборот. Особым совещанием при НКВД СССР он был вновь осуждён за терроризм, подрыв промышленности и участие в  контрреволюционной организации на восемь лет.
Математик Михаил  Громов и лётчица, участница рекордных перелётов, Валентина Гризодубова написали запрос на имя наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берия. После этого жизнь Королёва начала «налаживаться» – его отправили в спецтюрьму НКВД ЦКБ-29. Начальником его отдела оказался великий авиаконструктор Андрей  Туполев, тоже зэк (арестован в 37-м за «вредительство» и «шпионаж»).
ЦКБ-29 представляло собой закрытое режимное учреждение НКВД, по сути, являясь конструкторским бюро. Королёв под руководством Туполева приступил к созданию бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Работал Сергей Павлович, по воспоминаниям товарищей по несчастью, самоотверженно (впрочем, все узники ЦКБ трудились на совесть, понимая, что это их шанс вновь обрести свободу). По тем же воспоминаниям, у Королёва появилась присказка, мрачноватая шутка: «Хлопнут без некролога».
Когда началась война, бюро было эвакуировано в Омск. Королёв продолжал трудиться над бомбардировщиком Ту-2. В декабре 1941 года начались испытания машины, в августе 1942 года госкомиссия приняла самолёт к войсковым испытаниям, а затем – к серийному производству. В пригороде Омска работал научный коллектив под руководством авиаконструктора Владимира Мясищева, тоже зэка. Там создавали дальний высотный бомбардировщик ДВМ-102, и требовался опытный сотрудник в технологический отдел. Мясищев «забрал» Королева к себе. Но вскоре Мясищева перевели в Казань, и он сообщил Королёву, что в этом городе на авиамоторостроительном заводе действует «шарашка» (тюремное КБ), где разрабатывают реактивный двигатель.
«Ракетчик» Королёв добился перевода в Казань. Его делом была разработка двигателя, способного сократить разбег самолёта при взлёте и повысить скоростные характеристики во время воздушного боя.
В 1943-м  Королёв становится главным конструктором группы реактивных установок. Он заниматься улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2.
В 1944-м Королёва досрочно освобождают со снятием судимости. Но он еще целый год работает в Казани.

Комментариев нет:

Отправить комментарий