среда, 22 июня 2011 г.

Презентация в Музее истории ГУЛАГа


22.06.2011


Государственный музей истории ГУЛАГа при участии Ингушского общества «Мемориал» и Постоянного представительства Республики Ингушетия при Президенте Российской Федерации 24 июня 2011 г. в 18.00 приглашает на вечер, посвященный французскому изданию первых воспоминаний о трудовых лагерях в СССР.

Sozerko Malsagov, Nikolaï Kisselev-Gromov. Aux origins du GOULAG. Récits des îles Solovki. Paris, François Bourin Editeur, 2011

Созерко Мальсагов, Николай Киселев-Громов. У истоков ГУЛАГа. Рассказы о Соловецких островах. Париж, Издательство Франсуа Бурена, 2011



Публикация воспоминаний Созерко Мальсагова и Николая Киселева-Громова, осуществленная издательством Франсуа Бурена, является первым научным изданием этих источников. Французский перевод сделан по первым русскоязычным изданиям 1925 и 1936 гг. и снабжен справочным аппаратом, предисловие к книге написал известный исследователь-советолог Николя Верт. Появление такой публикации, несмотря на существование нескольких русскоязычных изданий обоих текстов, несомненно, является библиографическим событием, важным для исследователей истории ГУЛАГа.

Оба текста, помещенные под одной обложкой, обладают своей уникальностью и замечательно дополняют друг друга. Созерко Мальсагов – бывший офицер белой армии, узник Соловков, которому удалось бежать. Его рассказ, опубликованный в Риге в 1925 году в эмигрантской газете «Сегодня» (а год спустя – отдельной книгой в издательстве Филпота в Лондоне), стал самым первым свидетельством о жестокости и беззаконии советских лагерей. Мемуары Николая Киселева-Громова, изданные в Шанхае в 1936 году, относятся к чуть более позднему периоду – концу двадцатых – началу тридцатых годов, и, как бы продолжая рассказ Мальсагова, свидетельствуют о новых чертах развивающейся лагерной системы (например, о начале «исправительно-трудовой» пропаганды). Кроме того, воспоминания Киселева-Громова развернуты в несколько иной перспективе, поскольку написаны не узником, а бывшим лагерным охранником.

Можно сказать, что рассказы Созерко Мальсагова и Николая Киселева-Громова лежат у истоков формирования жанра лагерных мемуаров: это самые ранние свидетельства о работе советской исправительно-трудовой машины, фактически – о ее зарождении и формировании. Тем не менее, многое из запечатленного авторами в узнаваемой форме будет возникать в рассказах узников ГУЛАГа последующих десятилетий. Лаконизм и сухость изложения этих свидетельств (по сравнению с более поздними), определен самой целью их создания: оба автора, эмигрировав в Европу, писали свои мемуары как обличительный документ, который должен был стать орудием борьбы против советского режима.

Созерко Мальсагов (1893–1976) сражался в рядах Добровольческой армии на Юге России, в 1923 году попал в застенки Закавказской ЧК, прошел этапом через тюрьмы Тифлиса, Баку, Махачкалы, Грозного, Владикавказа, Ростова-на-Дону, Москвы и был отправлен на Соловки в январе 1924 года. Недолгое пребывание там (январь 1924 – май 1925 гг.) завершилось удачным побегом в Финляндию, самым первым в истории СЛОНа. В Финляндии С. Мальсагов начал писать своё свидетельство. С 1927 по 1939 гг. он жил в Польше и служил в Польской кавалерии. Начало Второй мировой войны встретил в боях в Поморье в качестве командира эскадрона, попал в плен в сентябре 1939 года и как польский офицер вывезен в лагерь для военнопленных в Германию. Из плена бежал, сражался в диверсионных отрядах на территории Франции как боец польского Сопротивления. После войны С. Мальсагову было предоставлено право на въезд в Великобританию, где он получил статус военного беженца Польской армии. Имя ингуша Созерко Мальсагова внесено в «Антологию борцов за свободу Польши».

Николай Киселев (литературный псевдоним – Киселев-Громов) в период Гражданской войны служил добровольцем в 1-м конном полку генерала Алексеева. При эвакуации Новороссийска был брошен своей частью в госпитале. Спасая жизнь, объявил себя красноармейцем Карповым. Под этой фамилией он служил в Чрезвычайных Комиссиях разных городов Северного Кавказа. В 1927 году после одной из ревизий чекист Карпов был обвинен в халатности и отправлен на службу в управление СЛОН. Там он служил в течение трех лет в Инспекционно-Следственном Отделе и в штабах Военизированной Охраны лагерей. 21 июня 1930 года Карпов нелегально перешел границу СССР с Финляндией. В своей автобиографии он затем писал, что совершил этот побег, чтобы целиком посвятить всю оставшуюся жизнь делу освобождения России от большевиков, и именно с этой целью им были созданы и опубликованы воспоминания.

Ссылка: Презентация в Музее истории ГУЛАГа - Ингушский информационный портал

Комментариев нет:

Отправить комментарий