среда, 16 марта 2011 г.

Репортаж с парада 7 ноября 41-го организовал сам Верховный. Записки главного охранника Сталина. Часть пятая


Сталин выступает на военном параде 7 ноября 1941 г. со звездой на фуражке, которую ему прикрепил генерал Власик.
Сталин выступает на военном параде 7 ноября 1941 г. со звездой на фуражке, которую ему прикрепил генерал Власик.

Александр ГАМОВ, доктор исторических наук Сергей ДЕВЯТОВ. Фото ФСО России. — 15.03.2011

«Комсомолка» первой  публикует эти документы эпохи.

Продолжение. Начало в номерах от 5911 и 12 марта.

 «Достань мне звезду на фуражку»

Во время войны т. Сталин выезжал на фронт, но я его не сопровождал из конспиративных соображений. Считалось, что если Власик в Москве, то и Сталин в Москве.

Несмотря на все трудности, особенно в первые месяцы войны, Сталин никогда не сомневался в победе. Накануне праздника 7 ноября 1941 г., узнав, что я отправил его библиотеку в Куйбышев, он с твердой уверенностью сказал: «Напрасно ты это сделал, Москву мы никогда не отдадим».

За несколько дней до ноябрьских праздников 1941 г. т. Сталин вызвал меня и сказал, что надо подготовить помещение станции метро «Маяковская» для проведения торжественного заседания. Все это мы быстро организовали, и в назначенное время зал был готов.


Спускаясь по эскалатору на торжественное заседание, т. Сталин посмотрел на меня, я был одет в бекеш и папаху, и сказал: «Вот у тебя на папахе звезда, а у меня ее нет. Все-таки, знаешь, неудобно, главнокомандующий, а одет не по форме. А на фуражке даже нет звезды, ты уж достань мне, пожалуйста, звезду».

С докладом выступил т. Сталин. Закончил он свой доклад словами: «Наше дело правое - победа будет за нами». Затем начался концерт - из Куйбышева были вызваны знаменитые певцы Козловский и Михайлов, которые по моему предложению исполнили веселый дуэт «Яр хмель».

...Когда т. Сталин уезжал домой после заседания, на его фуражке уже блестела красная пятиконечная звезда.

(Кстати, в этой фуражке и в простой шинели без каких-либо знаков отличия он выступал на историческом параде 7 ноября 1941 года.)

После концерта т. Сталин поехал в Кремль. Был ужин, затем все разъехались. Сталин прилег отдохнуть. Спал он вообще очень мало, а во время войны иногда и совсем не ложился, приляжет днем часа на два, и то просит Поскребышева разбудить его при малейшей необходимости.
Николай Власик за годы войны получил два ордена Ленина. Снимок 1950 г.
Николай Власик за годы войны получил два ордена Ленина. Снимок 1950 г.
«Красная площадь вышла в эфир»

7 ноября 1941 года на Красной площади, как обычно, был назначен парад. Были приняты все меры для обеспечения безопасности и порядка, но все же риск был велик.

Утром 7 ноября т. Сталин встал очень рано. Я проводил его на Красную площадь. Ровно в 8 часов т. Сталин и руководители партии и правительства поднялись на Мавзолей. Под бой часов из Спасских ворот на коне вылетел принимающий парад Маршал Советского Союза Буденный. Объезжая вой-ска и поздравляя их с праздником, т. Буденный слышал в ответ такое горячее и дружное «ура!», что я увидел, как прояснилось лицо т. Сталина, каким оно стало радостным.

Стараясь стоять всегда на виду у Сталина, чтобы он мог в любую минуту позвать меня, я сам не спускал с него глаз. И действительно, я ему понадобился. Была договоренность передавать парад по радио, но только по площадям г. Москвы. Подозвав меня, т. Сталин спросил, нельзя ли сделать так, чтобы передать Красную площадь в эфир, т. е. чтобы парад слышал весь мир.

Я спустился вниз, в Мавзолей, где у меня дежурил начальник отдела связи, там же находился министр связи, и передал им желание т. Сталина. Получив в ответ: «Все будет обеспечено»,- я вернулся, чтобы доложить об этом Сталину. Он уже начал свое историческое выступление. Я обратился к Молотову, который стоял рядом, и сказал громко, чтобы слышал Сталин: «Красная площадь вышла в эфир».

«Масла и икры мы не жалели»

На конференции в Тегеране, которая состоялась в конце ноября 1943 года, наша делегация остановилась в советском посольстве, где находилось несколько зданий, окруженных прочной оградой. Английское посольство, где остановился Черчилль, было  поблизости. А вот американское, служившее резиденцией Рузвельту, находилось на другом конце города. Это таило в себе много опасностей. Шпионов в то время собралось в Тегеране немало. И, как нам стало известно, готовилось даже покушение на Рузвельта. Сталин предупредил об этом Рузвельта и предложил ему приехать в наше посольство. Рузвельт согласился.

Однажды во время обеда, который проходил в советском посольстве, Рузвельт похвалил советское шампанское, которое ему очень понравилось. Запомнив это, Сталин после обеда поручил мне тут же отправить Рузвельту ящик шампанского.

Во время Ялтинской конференции, которая проходила в феврале 1945 года в Ялте, Главное управление охраны обеспечивало всем необходимым все три делегации. Нужно было организовать приемы, завтраки, обеды.

У американцев и англичан принято на всех приемах подавать крошечные бутерброды-сандвичи. Хотя время было еще военное, с продуктами были трудности, я решил принимать гостей по русскому обычаю хлебосольно и распорядился, чтобы бутерброды приготовили большие, такие, как у нас принято, густо намазанные маслом, икрой, чтобы ветчины или рыбы лежал солидный кусок.

И официанток подобрал рослых, румяных девушек. Успех моих бутербродов превзошел, как говорится, все мои ожидания.

После победного окончания войны состоялась третья встреча правительств трех великих держав. Берлинская конференция проходила в Потсдаме с 17 июля по 2 августа 1945 года. Решая сложнейшие вопросы, уставая, т. Сталин оставался по-прежнему внимательным и любезным к окружающим. Узнав, что президент США Трумен любит музыку, он распорядился вызвать в Потсдам Эмиля Гилельса...
Патефон Власика. Во время войны генерал слушал на нем фронтовые песни и грампластинки с записями выступлений Сталина.
Патефон Власика. Во время войны генерал слушал на нем фронтовые песни и грампластинки с записями выступлений Сталина.
ИЗ ДНЕВНИКА

Как пили за здоровье Иосифа Виссарионовича


17.08.1951 г. Боржоми - Хашури.

В 16 часов т. Сталин вызвал меня и дал указание: «Собери чего-нибудь закусить, подавайте машину, проедем в сторону Хашури, там на воле где-нибудь покушаем». Т. к. т. Сталин еще не завтракал, я дал указания быстро подготовить походный чемодан с продуктами.

Проехали 228 километров, свернули вправо за Цхалтубо по магистрали в дубовую рощу в 17 - 19 километров на дачу Гори (родина т. Сталина) и расположились на травке на привале около большого развесистого дуба.

Я осмотрел местность и увидел, что мы расположимся у самого военного артсклада боеприпасов. Стоят часовые. Я поставил свой офицерский пост и приказать часовому вызывать командира части, т. к. хочет с ним говорить генерал. В скором времени явился начальник части полковник т. Костряков, отрапортовался и увидел т. Сталина. Он был удивлен с появлением нас в его гарнизоне и вместе с тем был безграниченно рад. Я отдал ему приказания, чтобы он снял обиды…

После чего т. Сталин уже заметил наши мероприятия и позвал меня к себе. Спросил, что за часть и кто командир, я обещал доложить т. Сталину. Он сказал, что пусть полковник идет к нам, вместе закусим, к этому времени уже мы готовы были и соорудили маленький стол с раскидушками (стулья брезентовые).

Я пригласил полковника, он подошел к т. Сталину и странно представился:

- Дорогой т. Сталин, начальник гарнизона полковник Костряков рад вас видеть в своем гарнизоне.

Тов. Сталин поздоровался с ним за руку и пригласил его к столу покушать. Поскребышев (секретарь Сталина. - Ред.) налил ему вина, но полковник пытался отказаться ввиду того, что служебные обязательства, что он вина вообще не пьет.

Я предложил ему водки, он видит, что здесь стесняться неудобно, т. Сталин рядом с ним, немного расположил его, чтобы было без стеснения. Он выпил рюмку водки за т. Сталина. Сталин начал его угощать, из своих рук подавал ему лучшие куски разной закуски, он выпил еще за Советскую Армию и ее командиров, провозглашен был тост т. Сталиным, после выпили по стакану чая и простились с полковником...

Продолжение следует.

P.S. О том, как оценивают историки события, описанные Николаем Власиком, читайте в одном из ближайших номеров «КП» после завершения серии публикаций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий