четверг, 31 марта 2011 г.

Пепел прошлого в сердце стучит...


Людмила ЛОПАТКО

Долгие годы петербуржец Хакимов пытался узнать о судьбе своего деда, осужденного в 30-е годы по 58-й статье и сосланного из Азербайджана куда-то на Север. Но куда?.. Наконец обратился в комиссию по правам человека и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при правительстве Мурманской области. И ему помогли. Удалось узнать, что дед Хакимова находился в Балтлаге и в районе Беломорска, конечного пункта печально знаменитого Беломорско-Балтийского канала, был похоронен. Правда, пока не известно, где конкретно, ведь заключенных тогда хоронили в общих могилах, надгробий и памятников не ставили. Но поиск продолжается, и надежда отыскать место погребения остается. В одном из писем его солагерников упоминалось, что дедушка был погребен по мусульманским обычаям. Может быть, эта информация станет ключиком...

- Одна из самых важных наших задач - оказывать содействие в проведении архивного поиска. Люди обращаются к нам, мы связываемся с архивами, запрашиваем информацию. Правда, порой поиск длится месяцами, а то и годами, - говорит министр юстиции Мурманской области Василий ПЛЕВАКО, который возглавляет комиссию по правам человека и восстановлению прав реабилитированных жертв политрепрессий при правительстве области.
- Если судить даже по изданной два года назад Книге памяти жертв политических репрессий (30-50-е годы), посвященной спецпереселенцам, то видишь, сколько имен, человеческих судеб возвращено из небытия. А главное, их потомки теперь знают, какого они роду-племени - ведь многие были отобраны у родителей, воспитывались в детдомах и не знали о судьбе своих пап и мам, дедушек и бабушек.
- Над Книгой памяти начинал работать первый редактор «Мурманского вестника» Станислав Дащинский, а завершили этот нелегкий труд наша комиссия совместно с информационным центром при УВД области. Она была разослана в музеи и библиотеки городов и районов области, а также передана в общественные организации, занимающиеся этой проблематикой.
- Обращаются ли к вам сейчас дети жертв политических репрессий? Это ведь люди уже очень преклонного возраста, и, наверно, им сложно сориентироваться, куда идти за помощью.
- Обращаются, но со временем все реже. И дело не только в возрасте. Подавляющее большинство необоснованно пострадавших людей за период с 1991 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий», были реабилитированы и восстановлены в правах. Во-вторых, у тех, кто хочет узнать о судьбе родственников, появилось достаточно возможностей сделать это без посторонней помощи. Многие архивы открылись, и сведения можно найти там. Да и региональная Книга памяти является хорошим источником информации о спецпереселенцах, насильственно отправленных на Кольский полуостров.
- О чем еще пишут вам люди, о чем просят?
- Одна наша землячка захотела получить денежную компенсацию за имущество, утраченное в результате политической репрессии. Документы по этому делу собраны и направлены в аналогичную комиссию Кировской области, где проживала раньше ее семья. От кировчан получено известие о том, что они приняты к рассмотрению. Есть уверенность, что решение будет положительным.
А недавно мы получили письмо от мурманчанки Богдановой. Ее отца арестовали в 37-м. Семья была многодетной, жила в деревне Вологодской области. Беда практически разрушила ее - мать с горя сошла с ума, ребятишек отправили в детдом. И вот теперь на склоне лет женщина очень хочет узнать, за что был арестован отец, что с ним потом случилось. Как не помочь? Конечно, постараемся сделать все, что в наших силах...
Всего же в прошлом году комиссия рассмотрела 15 обращений и направила соответствующие письма в различные инстанции. В основном эти обращения касались мер социальной поддержки, помощи в поиске документов о пострадавших родственниках в годы сталинского режима.
- Но ведь это далеко не все, чем занимается ваша комиссия?
- Разумеется. Она наделена также функцией контроля за исполнением Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». В нем, в частности, определены меры социальной поддержки органами социальной защиты населения реабилитированным лицам, а их сегодня в Кольском Заполярье 2174 человека. К этим мерам относится, например, ежемесячная денежная выплата (РЕДВ); с нынешнего года ее размер - почти 778 рублей. Реабилитированные и те, кто признан пострадавшими от политических репрессий, пользуются льготами на оплату ЖКУ. На эти цели на 1 января 2011 года из областного бюджета было выделено более 40,5 миллиона рублей, своим правом воспользовались 1716 человек. Также за счет региональной казны оказываются дополнительные меры соцподдержки в виде единовременных выплат реабилитированным, многие из которых являются участниками Великой Отечественной войны либо тружениками тыла, инвалидами. Если человек относится к одной из указанных категорий, то к праздничным датам - Дню пожилых людей (гражданам старше 75 лет), Дню инвалидов, Дню защитника Отечества - он получает денежную выплату. Общая сумма затрат из областного бюджета на эти цели в 2010 году - более 67 миллионов рублей.
Проанализировав проблемы, наша комиссия подготовила доклад губернатору Дмитрию Дмитриенко, где наряду с другими выделена проблема санаторно-курортного лечения. В результате для реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политрепрессий, в законе Мурманской области предусмотрено право на первоочередное получение таких путевок. В 2010 году было выделено полтора миллиона рублей для лечения и отдыха в здравницах Кольского края. 54 человека поправили здоровье в санатории «Тамара». По программе «Оздоровление северян» в прошлом году в пансионате «Фламинго» (Геленджик) отдохнули 73 человека из числа реабилитированных.
- В октябре в Мурманске установлен памятник жертвам политических репрессий. Это большое событие, особенно для тех, кто сам испытал ужасы сталинского молоха. Как я понимаю, к нему самое непосредственное отношение имеют и общественные организации, с которыми вы вместе работаете последние годы...
- В области их зарегистрировано четыре - тех, что занимаются проблемами жертв политрепрессий. Это отделения общероссийского «Мемориала» в Мурманске (им руководит Вячеслав Пайкачев) и Апатитах (Ольга Смоленчук), областная общественная организация жертв политических репрессий (Василий Поздняков), региональная - инвалидов и жертв тоталитарных режимов в Апатитах (Игорь Беляев). Могу сказать, что люди там подобрались неравнодушные, поэтому и работаем мы в хорошем контакте. История же памятника началась более двенадцати лет назад, когда инициативная группа из числа представителей мурманского «Мемориала» установила закладную доску в сквере на улице Ленинградской. Но затем дело по разным причинам затормозилось. Лишь года три назад при настойчивой позиции комиссии и позитивном отношении городских властей за него взялись всерьез и конкретно. И в Мурманске появился этот памятник - как напоминание всем нам о том, что не должно повториться.

Фамилии обратившихся в комиссию изменены.


Комментариев нет:

Отправить комментарий